«Нет ничего сложнее, чем соревноваться с самим собой, оспаривать своё же музыкальное видение…»
Андрей Тарануха родился в 2005 году в Севастополе. Обучаться музыке начал в Лицее искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). С 2023 года – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. В 10 лет стал лауреатом I премии III Международного конкурса детского и молодежного творчества «Мелодии Алых Парусов» (Санкт-Петербург), через год – лауреатом I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург) и Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва). В 2019 году – лауреат I премии I Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» образовательного центра "Сириус". 2022 год принес победу на IV Международном конкурсе исполнителей на ударных инструментах в Санкт-Петербурге.
Андрей Тарануха: Музыка была неотъемлемой частью моей жизни ещё с раннего детства. В машине моих родителей постоянно играла «классика рока» 1980-2000-х годов, думаю, уже с тех времён во мне начала зарождаться любовь к ритмике. Пройдя подготовительный класс по фортепиано в 5 лет, по совету моего же преподавателя по фортепиано я решил сменить инструмент. Выбор пал на ударные. Конечно, в том возрасте я не мог и представить, что, вместо занятий на ударной установке, меня начнут обучать игре на ксилофоне и малом барабане, но чем дольше я занимался, тем больше влюблялся в классические ударные инструменты.
Я попал в класс к Борису Ильичу Эстрину в 6 лет, и с тех пор мы неразлучны. Борис Ильич влюбил меня в ударные инструменты уже на первом уроке, его способность вдохновлять детей на занятия – это что-то необъяснимое. Дети, которые обучаются в его классе в Лицее искусств «Санкт-Петербург», называют Бориса Ильича волшебником, думаю, это неспроста. Борис Ильич очень много уделяет внимания постановке рук на малом барабане, что позволяет его ученикам исполнять виртуозные произведения на вибрафоне и маримбе, не зажимая и не перенапрягая свой аппарат. Но самым важным аспектом его преподавания, как я считаю, является пропевание музыки. Думаю, правильное чувство фразы досталось мне именно от Бориса Ильича после того, как мы вместе пропевали на уроках произведения, которые я исполнял.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Хорошо развитое чувство ритма влияет на ритм жизни вне музыки?
Андрей Тарануха: Чем больше я учу произведений из «золотого ударного репертуара» таких композиторов, как, например, Джон Кейдж, тем больше задаюсь этим вопросом. Основным элементом в композиции Кейджа было «время». Исполнители подобной музыки должны уметь чувствовать полиритмию – совмещение двух и более различных ритмических рисунков в рамках одного музыкального размера. Совмещение различных пульсаций, подчинённых при этом одному единому «времени», кажется мне чем-то особенно отражающим время в реальной жизни. Восприятие времени абсолютно субъективно, но стрелки на часах на самом-то деле крутятся в одном и том же темпе… Как бы то ни было, для ударника, по моему мнению, пунктуальность является важнейшим профессиональным качеством, потому что сборка всех наших инструментов обычно занимает гораздо больше времени, чем у тех же струнников. Поэтому и жить мы должны в несколько других темпах, нежели они.
СПДМ: Семья ударных – очень большая. Чей «характер» Вам больше всего импонирует?
Андрей Тарануха: Больше всего из семейства ударных мне импонирует маримба. У этого инструмента самый широкий звуковысотный диапазон, соответственно, и возможностей больше. Для маримбы написано больше всего произведений, а исполнительство на этом инструменте подразумевает хорошее владение фортепиано, думаю, именно это меня и привлекает.
СПДМ: У Вас довольно шумная специальность. Как этот вопрос решается в быту?
Андрей Тарануха: Это одна из главных проблем, заниматься дома абсолютно невозможно, так как я чрезмерно уважительно отношусь к своим соседям. Для того, чтобы позаниматься не только на маримбе, но и на мультиперкуссии, иногда приходится приезжать за час до репетиции, а то и за полтора и искать инструменты по всей консерватории. Ещё труднее договариваться с товарищами по ударному счастью, чтобы собранную батарею не растаскивали. Бывает, приходишь на следующий день после сборки, и видишь, что от собранного сета остался один барабан, как напоминание о случившемся, приходится заново проживать всё вчерашнее путешествие…
СПДМ: С ранних лет Вы становились победителем в различных конкурсах. Это важная составляющая успеха музыканта, на Ваш взгляд?
Андрей Тарануха: Конечно, когда ты ребёнок, конкурсы мотивируют, очень приятно представлять себя на сцене, получающим награду, да и просто получать похвалу от педагога и сверстников в юном возрасте всегда лестно. Но, чем старше становишься, тем больше понимаешь, что конкурсы мотивируют тебя расти над самим собой. Самым главным конкурентом для каждого музыканта является он сам. Нет ничего сложнее, чем соревноваться с самим собой, оспаривать своё же музыкальное видение и учить большое количество программы в короткий срок времени. Серьёзных конкурсов для ударников пока что мало, их можно пересчитать по пальцам, но я верю в развитие наших конкурсов в будущем. Кто знает, может быть, когда-нибудь нашу специальность даже включат в Конкурс Чайковского, очень хочется в это верить.
СПДМ: Когда и как Вы поняли, что музыка станет профессией?
Андрей Тарануха: Думаю, переломным моментом в моей биографии можно считать конкурс «Созвездие». Это был первый конкурс, всю программу к которому я выбирал с расчётом на её исполнение на концертах. После победы в конкурсе я стал учить гораздо больше произведений и получать от этого невероятное удовольствие. Собственно, и концертировать активно я начал сразу после «Созвездия».
СПДМ: Когда Вы впервые познакомились с маримбой, какое впечатление произвел инструмент?
Андрей Тарануха: Маримба была первым, что я заметил, придя в класс к Борису Ильичу. Этот огромный инструмент, чем-то напоминающий орган, привлекает внимание абсолютно всех посетителей ударного класса. Разумеется, с первых же уроков я мечтал начать играть на маримбе. Но в силу физических возможностей, начать заниматься на маримбе можно приблизительно с 4 класса, это и было моей мотивацией к занятиям по большей части, видимо, нашу предрасположенность друг к другу (меня к инструменту) я ощутил уже тогда.
СПДМ: Маримба – это очень сложный инструмент? С чем бы Вы сравнили звук маримбы? И как работаете над звуком?
Андрей Тарануха: Маримба такой же сложный инструмент, как и все остальные: флейта, например, или виолончель. Сложности добавляет умение перемещать этот инструмент по концертным площадкам. Каждый ударник, всерьёз задумывающийся о сольной карьере, должен уметь следить за качественной упаковкой инструмента в чехлы, так как риск повредить деталь инструмента при любой перевозке очень велик. Но ради того, чтобы подарить людям чудесное звучание маримбы, ударники готовы пожертвовать многим. Я часто слышал, что звук маримбы сравнивают со звучанием целого оркестра. Работать над звуком на инструменте через подобное восприятие получается гораздо качественней. Перед занятиями на маримбе я люблю слушать оркестровую и фортепианную музыку, это помогает запустить мысль в нужном направлении. Во время репетиций я люблю воображать, что играю на фортепиано или виолончели – такое мышление очень помогает добиться красивого звучания.
СПДМ: Сочинений для ударных не так много, если сравнивать с другими инструментами. Как Вы подбираете репертуар?
Андрей Тарануха: При выборе репертуара я, конечно, ориентируюсь на то, что принято считать монументальным в музыке для ударных. Наш репертуар не особо велик, но очень радует, что всё больше композиторов уделяет внимание маримбе и вибрафону. Я думаю, сейчас наступает время расцвета ударной музыки.
СПДМ: С чего началось Ваше сотрудничество с Домом музыки, и какие возможности оно открывает для начинающего солиста?
Андрей Тарануха: Моё сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом Музыки началось с концерта «Посольство мастерства» в Ташкенте. Я исполнял Концерт для маримбы с оркестром Нея Розауро, моим концертмейстером тогда был Евгений Савельев. Это был невероятный концерт, было очень приятно попасть в компанию талантливых музыкантов, с которыми я выступал на одной сцене, и провести с ними время в Узбекистане. Потом был фантастический концерт в Английском зале Дома музыки. Акустика в этом зале очень хорошо взаимодействует со звучанием маримбы. Сама возможность исполнять ударную музыку в лучших концертных залах страны, а также играть выездные концерты, лично для меня очень важна. Я очень рад, что мне посчастливилось стать солистом Дома музыки и благодаря Сергею Павловичу Ролдугину иметь возможность знакомить слушателей с музыкой для ударных. Возможности, которые даёт своим артистам Дом Музыки, мотивируют нас развивать музыкальную культуру в нашей стране, и это очень важно!
СПДМ: В программах Дома музыки Вы исполняете Баха на маримбе. Что нового открывается в его музыке в таком экзотическом исполнении? Кого из классиков Вы хотели бы еще исполнять?
Андрей Тарануха: Как мне кажется, музыка Иоганна Себастьяна Баха звучит одинаково волшебно на всех музыкальных инструментах. Тембр маримбы добавляет необычного колорита этой музыке, изменяя восприятие уже наизусть известных слушателям произведений. Я часто натыкаюсь на интересные аранжировки классической музыки для ударных, недавно, например, я услышал «Реквием» Моцарта в исполнении квартета ударных (2 маримбы и 2 вибрафона). Лично мне нравится период романтизма в музыке, иногда появляются идеи переложить музыку Шопена на маримбу, но пока что это только идеи.
СПДМ: 6 марта в проекте Дома музыки «Музыка звезд» в Нижегородской филармонии Вы будете исполнять Концерт для маримбы Сежурне и затем 21 марта этот же Концерт в Мариинском театре. Что в этой музыке Вас особенно вдохновляет?
Андрей Тарануха: Мне нравится музыка неоромантизма. Как по мне, услышать отсылки к Рахманинову или Чайковскому в музыке, специально написанной для маримбы, – это что-то, что способно потрясти воображение. Думаю, именно это меня привлекает в музыке Эммануэля Сежурне, в частности, в его Концерте для маримбы.
СПДМ: Кто из музыкантов производит на Вас наиболее сильное впечатление? За счет чего происходит это воздействие?
Андрей Тарануха: Я очень люблю слушать выступления легендарных пианистов: Владимира Горовица, Клаудио Аррау, Владимира Ашкенази, Григория Соколова и многих других. Их внеземное восприятие музыки и звука инструмента очень вдохновляют меня на столь же кропотливую работу над звукоизвлечением на моём инструменте. Также мне очень нравится наблюдать за работой дирижёров, за тем, как они управляют музыкой с помощью жестов, это заставляет по-другому воспринимать нотный текст, он как будто бы оживает, если попробовать продирижировать произведение, над которым работаешь в данный момент.
СПДМ: Выступление на ударных – это что-то вроде маленького спектакля. Вы ощущаете себя на сцене не просто музыкантом, но еще и немного драматическим артистом? И как готовитесь к «роли»?
Андрей Тарануха: Восприятие отдельного произведения как отдельной «роли» очень помогает мне сосредоточиться на музыке, прочувствовать сквозное развитие и даже справиться со сценическим волнением. Я думаю, такое умение у меня появилось благодаря тренингам моего театрального мастера в Лицее искусств – Валерия Анатольевича Дьяченко. «Я в предлагаемых обстоятельствах», думаю, очень полезное упражнение для любого музыканта. Я и по сей день стараюсь совмещать получение актёрских навыков с музыкальной карьерой, например, с этого года я играю в спектакле «Сон в летнюю ночь» в ТЮЗе им.Брянцева. Ударные – это, в первую очередь, энергия, поэтому наша музыка неразрывна с театром. В моих мечтах есть создание нескольких музыкально-театральных спектаклей, и я уже начал движение в этом направлении. Очень радует, что меня окружают энтузиасты, готовые поддержать меня в подобных проектах. Я верю, что за симбиозом театра и музыки стоит будущее нашей культуры.
СПДМ: Каким Вы видите свое будущее в музыке? И ждет ли большое будущее ударные инструменты?
Андрей Тарануха: В будущем я вижу себя солистом-ударником, и я очень благодарен Дому Музыки за то, что меня поддерживают в таком необычном и уникальном виде творчества. Также мне очень нравится заниматься камерной музыкой и театром. Думаю, в этих трёх областях и буду работать. Мне очень хочется верить в то, что ударные инструменты ждёт большое будущее и в то, что в скором времени у нас в стране появится первый театр ударных инструментов!
Интервью подготовила Татьяна Михайлова