«Виолончельный марафон». От Шуберта до Щедрина
14 мая, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал «Зарядье» на «Виолончельный марафон» из цикла «Музыкальная сборная России». Лауреаты международных конкурсов виолончелисты Полина Тхай, Василий Степанов, Богдан Ефремов и Тихон Евланов исполнят сочинения Шуберта, Дворжака, Давыдова, Чайковского, Дебюсси, Мартину, Шостаковича, Щедрина. Партия фортепиано – лауреаты международных конкурсов Тимофей Доля и Дмитрий Павлий.
Программу Марафона откроет Соната для виолончели и фортепиано ре минор Дебюсси, написанная в 1915 году. Композитор задумал сочинить шесть сонат для различных инструментов в старинном стиле. Но написаны были только три. Виолончельную сонату, открывающую цикл, композитор посвятил жене, как и все сонаты серии. «Не мне судить о ее совершенстве, но я люблю ее пропорции и форму – почти классическую в хорошем смысле слова», - писал композитор.
Карл Давыдов – русский композитор и виолончелист, профессор и директор Петербургской консерватории в 1876 – 1887 годах. Обладая выдающимися исполнительскими данными, Давыдов создавал сочинения, которые позволяли ему максимально использовать свои технические возможности. Основой музыки композитора всегда была ясная и выразительная мелодия в сочетании с блестящей виртуозностью. В программе концерта прозвучат: Vivace из цикла «Три салонные пьесы» для виолончели и фортепиано и Баллада для виолончели соль минор.
Одно из первых сочинений, написанных для арпеджионе – Соната Шуберта, которую он сочинил в 1824 году. Сам инструмент, сочетающий в себе признаки виолончели и гитары, появился годом ранее и был популярен всего лишь десятилетие, после чего был забыт вплоть до конца ХХ века, когда возникла мода на все аутентичное. Интонационный строй Сонаты «Арпеджионе» для виолончели и фортепиано тесно связан с бытовым романсом. В этом инструментальном сочинении Шуберт остается верен своим принципам вокального творчества.
«Он пишет музыку, от которой веет ароматом лугов и гор, морей и лесов», – говорили о Дворжаке современники. Цикл «Из Богемского леса» для фортепиано в четыре руки композитор написал в 1883 году. В шести пьесах сборника созданы образы восхитительной природы края. Пятая пьеса цикла – «Лесная тишь» – позднее была аранжирована автором для виолончели и фортепиано. В этой редакции она и прозвучит в концерте. Затем будет исполнено Рондо для виолончели и фортепиано соль минор, сочинение 1893 года.
Одна из самых известных пьес Чайковского Pezzo capriccioso для виолончели была предназначена для исполнения с оркестром, но впервые прозвучала в 1888 году в камерном составе: за роялем автор, партию виолончели исполнял Анатолий Брандуков, которому посвящено сочинение. Эта пьеса, эффектно сочетающая в себе мелодические и виртуозные качества, звучит во всех концертных залах мира и входит в обязательную программу Международного конкурса им. П.И.Чайковского.
«Трудное и ответственное дело – создать большой балет на советской тематике. Но я не боюсь трудностей», – писал Шостакович. Он создал три таких балета: «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей». Последний был представлен публике в Ленинграде в 1935 году. Комедийная история о жизни колхоза «Светлый путь» построена на комических ситуациях, поэтому музыка, по мнению самого Шостаковича, «весела, легка, развлекательна». В череду комических сцен композитор ввел лирический эпизод – Адажио. Благодаря великолепной виолончельной партии этот номер исполняется на концертной эстраде как пьеса для виолончели и фортепиано.
Опера «Не только любовь» Родиона Щедрина – первый опыт композитора в этом жанре. В основе либретто – рассказ писателя Сергея Антонова о послевоенной жизни русской деревни. Основой музыкального языка оперы стала частушка – неотъемлемая часть деревенского быта той эпохи. В сцену молодежной вечеринки автор включил Кадриль – популярный в те годы танец. Премьера постановки состоялась 25 декабря 1961 года в Большом театре и, по словам Щедрина, «вызвала сильное раздражение начальства по культуре» и вскоре исчезла из репертуара. Сегодня интерес к опере возвращается. А Кадриль с успехом исполняется на концертной эстраде. В программе вечера этот номер прозвучит в переложении для виолончели и фортепиано Григория Зингера.
Богуслав Мартину – один из наиболее значительных чешских композиторов ХХ века, большую часть жизни проживший в Европе и США, став там известным. В 1906 году он поступил в Пражскую консерваторию, где обучался по классу скрипки и композиции и откуда через несколько лет был отчислен за прогулы. Творчество Мартину, в котором переплелись французский импрессионизм и чешские народные традиции, очень разнообразно по жанрам и музыкальному языку. Для его стиля характерны полифонизм, ритмическое своеобразие и элементы юмора. В финале вечера прозвучат его Вариации на тему Россини для виолончели и фортепиано.
Полина Тхай (виолончель), 16 лет – учащаяся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс преподавателя Марии Журавлёвой). Лауреат I премии IV международного конкурса Оскара Ридинга (Словения, 2020). Лауреат I премии VIII Международного конкурса ЦМШ (Москва, 2022) и IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2022). Лауреат II премии XI Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (г. Санкт-Петербург, 2023). Лауреат премии «Молодые дарования России» (2024). Стипендиат Фонда Владимира Спивакова. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Василий Степанов (виолончель), 30 лет - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской, Заслуженного артиста России Бориса Андрианова), где в 2020 году окончил ассистентуру-стажировку (класс Заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова). В 2018-2020 гг. проходил стажировку в Мадридской Высшей школе музыки им. Королевы Софии (класс профессора Янса Петера Майнца). Преподаёт в Российской академии музыки им. Гнесиных. Победитель Международного конкурса "Riga Classic Strings" (Латвия,2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2022). Лауреат VI премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2012 года.
Богдан Ефремов (виолончель), 19 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ Игоря Зимина). Лауреат I премии Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В.Свиридова (2019). Обладатель Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени профессора В.И. Шера (Петрозаводск, 2021). Лауреат I премии V Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого (2021). Полуфиналист XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2023). Лауреат I премии Международного конкурса молодых музыкантов «Симфония Ямала» (2024). Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2022 года.
Тихон Евланов (виолончель), 16 лет – учащийся Московской специальной средней музыкальной школы им. Гнесиных (класс доцента Олега Бугаева). Лауреат I премии Cello Mahler Prize Competition (Чехия, Прага, 2021). Лауреат I премии Международного конкурса Г. Свиридова (Санкт-Петербург, 2021). Лауреат II премии Международного музыкального конкурса им. Е. Мравинского (Санкт-Петербург, 2022). Лауреат II премии Международного конкурса виолончелистов им. С. Кнушевицкого (Саратов, 2023). Обладатель Гран-при грантов Мэра Москвы (2024). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
14 мая 2025 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье»
Стоимость билетов: 300 – 800 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Сочи, Воронеже, Кирове, Петербурге, Ялте – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96 Аккредитация: info@spdm.ru