Золотая флейта Парижа вновь в Петербурге
03 октября (в четверг) и 04 октября (в пятницу) в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерты проектов «Солисты Дома музыки в Мариинском» и «Вечера в Английском зале», в которых выступит профессор Парижской высшей национальной консерватории, солист Оркестра Парижа, флейтист Венсан Люка.
03 октября (в четверг) в 19.00 в Концертом зале Мариинского театра (ул. Декабристов 37) в сопровождении симфонического оркестра театра маэстро Венсан Люка исполнит сочинения Моцарта: Первый концерт для флейты соль мажор и Анданте для флейты с оркестром до мажор. В цикле «Солисты Дома музыки в Мариинском» также выступит лауреат международных конкурсов, скрипач Павел Милюков. В его исполнении прозвучит Скрипичный концерт ре мажор Брамса. Дирижер – лауреат Всероссийского конкурса Андрей Колясников.
Программу откроет Скрипичный концерт Брамса, созданный в 1878 году. Свое единственное сочинение в этом жанре композитор посвятил известному венгерскому скрипачу Йозефу Иоахиму, который консультировал его по вопросам скрипичной техники. Концерт стал одним из самых виртуозных произведений этого жанра и поначалу вызвал много споров в профессиональной среде. Известный дирижер Ганс фон Бюлов говорил, что Концерт Брамса написан не «для скрипки», а «против скрипки». Однако сегодня он стал неотъемлемой частью репертуара скрипачей, а типично брамсовская атмосфера торжественности, светлая лирика и экспрессия цыганских напевов покоряют публику всего мира.
В одном из писем отцу Моцарт признавался: «… Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу)…». Речь шла о флейте. Но его, пусть и немногочисленные, сочинения для этого инструмента обнаруживают глубокое понимание природы флейты и ее уникальных возможностей. Уже в Первом флейтовом концерте композитор невероятно ярко раскрыл выразительные и технические возможности инструмента. Произведение написано в традиционной трехчастной форме и в самой светлой, солнечной тональности – соль мажор. Музыка возвышенно прекрасна, наполнена вдохновением юности и романтическими чувствами. Концерт создавался в период, когда Моцарт жил в Мангейме, в 1777 – 1778 годах. Тогда он познакомился с флейтистом придворного оркестра Иоганном Баптистом Вендлингом, чье искусство и вдохновило его на создание сочинений для солирующей флейты. В Мангейме Моцарт также написал Andante для флейты с оркестром до мажор. Изначально, по одной из версий, Andante было медленной частью Первого флейтового концерта, который писался под заказ. Заказчику, флейтисту-любителю Фердинанду Де Жану, эта часть показалась слишком сложной, и он попросил ее заменить. Впоследствии Andante для флейты было опубликовано как самостоятельное произведение.
04 октября (в пятницу) в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) с сольной программой выступит профессор Парижской высшей национальной консерватории, солист Оркестра Парижа, флейтист Венсан Люка. Прозвучат сочинения Баха, Шумана, Марена Маре, Поля Таффанеля, Жоржа Ю, Жака Ибера и Отара Тактакишвили. Партия второй флейты – солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачёв. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова.
Программу вечера откроет сочинение Баха, чью музыку Эйнштейн называл «лучшим подарком человечеству». На флейте будет исполнена Соната для скрипки и фортепиано соль минор. Первым инструментом Баха была скрипка, игре на которой его обучал отец. И хотя впоследствии ее место занял орган, любовь к скрипке не угасла. Большинство скрипичных сочинений создано композитором в кётенский период с 1717 по 1723 годы. Автограф соль-минорной сонаты не сохранился, что послужило поводом появления множества легенд вокруг этого опуса.
Три романса для гобоя и фортепиано Шумана, сочиненные в 1849 году, тоже в свое время были предметом различных домыслов – оригинал рукописи был утерян. В тот год композитор создал более двадцати произведений. Среди них особенно выделялись Три романса, окрашенные в лирически-светлые тона. Их композитор написал в качестве рождественского подарка жене Кларе и посвятил их ей.
Французский композитор Жорж Адольф Ю, воспитанник Парижской консерватории, был автором шести опер, поставленных на парижской сцене на рубеже XIX – ХХ веков, множества вокальных произведений, музыки для театра. Особенное влияние на его творчество оказал Рихард Вагнер. Сегодня из наследия композитора исполняются лишь некоторые инструментальные сочинения. В концерте прозвучит самое известное из них – Фантазия для флейты и фортепиано соль минор, написанная в 1913 году.
Жак Ибер – яркий представитель французской композиторской школы первой половины ХХ века, писал произведения самых разных жанров: от опер и балетов до музыки к кинофильмам и театральным постановкам. Две интерлюдии для флейты, скрипки и фортепиано были созданы в 1946 году для спектакля «Соблазнитель» по пьесе Сюзанны Лилар, в основе которой вечный сюжет о судьбе Дон Жуана. Интерлюдии Ибера – это две контрастные пьесы. Первая (Andante espressivo) по жанру близка к старинной французской музыке. Вторая (Allegro vivo) напоминает о родине главного героя – Испании. Сочинения будут исполнены на двух флейтах.
Испано-португальский народный танец фолия, первые упоминания о котором относятся к XV веку, сначала был карнавальным, но со временем изменил свой характер – стал более медленным и преимущественно минорным. Начиная с XVII века фолия становится особенно популярна на родине и приобретает известность в других странах. Мелодическая основа танца стала темой для инструментальных вариаций многих авторов. Французский композитор и исполнитель на виоле да гамба Марен Маре, сочинивший более 600 произведений для своего инструмента, в 1701 году написал Вариации на тему испанской фолии для виолы да гамба. В этом сочинении автор продемонстрировал блестящие приемы инструментальной барочной музыки. Во флейтовом исполнении барокко звучит так же гармонично, возвышенно и эмоционально.
Французский композитор Поль Таффанель в свое время был известен, прежде всего, как педагог и превосходный флейтист-виртуоз, чью игру отличали изысканная элегантность, гибкость и чувственность. Эти черты присущи и его собственным сочинениям. Andante Pastoral et Scherzettino для флейты и фортепиано Таффанель написал в последний год жизни, посвятив это сочинение своему ученику Филиппу Гоберу. Композиция, наполненная красками, требует от исполнителя тонкой интерпретации в отношении звука и техники.
В финале салонного вечера прозвучит Соната для флейты и фортепиано замечательного грузинского композитора Отара Тактакишвили, чье творчество щедро украшено нотками национального фольклора. Соната написана в 1968 году. Основная тема первой части (Allegro cantabile) – светла и прозрачна. Вторая часть (Moderato con moto) – лирический монолог. Финал (Allegro scherzando) – стихия танца, в которой флейта виртуозно подражает звукам национальных инструментов, голосам птиц.
Венсан Люка (флейта) – профессор Парижской Высшей Национальной консерватории.
Родился в 1967 году во Франции. Окончил Национальную консерваторию Парижа (преподаватель - Мишель Дебост). Стал победителем Международного конкурса Concertino Praga в Праге и в этом же году - артистом Оркестра Капитолия в Тулузе. В 1989 году его приняли в один из самых престижных коллективов в мире – в Филармонический оркестр Берлина, где работал в течение 6 лет. С 1995 года был помощником преподавателя в консерватории, а в 1999 году назначен преподавателем Парижской Высшей Национальной консерватории. В настоящее время является солистом-концертмейстером группы флейт в Оркестре Парижа.
Ведет активную педагогическую деятельность. Регулярно проводит многочисленные мастер-классы во Франции, Германии, Великобритании, Дании, Сербии, Италии, Японии, Корее, Китае, Тайване, США.
Много времени посвящает исполнению камерной музыки. Творческий союз сложился с такими именитыми музыкантами как Кристоф Эшенбах, Мари-Пьер Лангламе, Кристиан Ивальди, Эрик Ле Саж, Поль Мейер, Мишель Берофф, Брижит Энжере, Ксавье Филипс, Светлин Русев, Вольфрам Крист, Венсан Паскье, Баборак Радек. Венсан Люка входит в состав Нового духового квинтета Парижа. Как оркестровый музыкант сотрудничает с известными парижскими и иностранными оркестрами.
Павел Милюков (скрипка), 39 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова), где в 2012 году окончил аспирантуру. Продолжил обучение в Венской консерватории, Австрия (класс профессора Бориса Кушнира). С 2012 года – солист Московской филармонии. С 2016 года – преподаватель кафедры скрипки в Московской консерватории. Лауреат II премии VIII Сеульского Международного конкурса скрипачей (Южная Корея, 2012). Победитель VIII Международного конкурса им. Арама Хачатуряна (Армения, 2012). Лауреат III премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2007 года.
Денис Лупачёв (флейта) – доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского- Корсакова, солист оркестра Мариинского театра. Лауреат фестиваля "Виртуозы 2000" (Россия 1993). Обладатель специального приза жюри международного конкурса флейтистов в Кобе (Япония, 1997). Победитель международного конкурса «Leonardo de Lorenzo» (Италия, 1999). Регулярно дает концерты в сотрудничестве с пианистом Петром Лаулом в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии и Концертном зале Мариинского театра. В 2016 году основал ежегодный фестиваль «Виртуозы флейты».
03 октября 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Ул.Декабристов, 37. Концертный зал Мариинского театра
Стоимость билетов: 1000 – 1600 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 326 4141
Аудитория: 6+
Проект «Солисты Дома музыки в Мариинском». Стартовавшее в 2008 году сотрудничество Дома музыки с Государственным академическим Мариинским театром под руководством Валерия Гергиева - одно из важнейших для солистов Дома музыки. Самые успешные из них имеют честь выступать на сцене Концертного зала Мариинского театра, символично расположенного на одной улице с Домом музыки - Алексеевским дворцом. Особое значение имеет то, что солисты Дома музыки приглашены выступать на этой сцене с самого первого года её существования. Выступление с коллективом прославленного симфонического оркестра Мариинского театра - особое событие в жизни каждого музыканта. С 2024 года стартовал отдельный цикл камерных концертов - на самой современной камерной сцене Санкт-Петербурга - в Зале Рахманинова.
04 октября 2024. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 700 - 1500 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96