Фестиваль российской культуры в Японии. Молодых российских солистов встречают Токио, Йокогама, Тиба и Сайтама
22 – 25 апреля в Японии в рамках Фестиваля российской культуры состоятся концерты Санкт-Петербургского Дома музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина. В городах Токио, Йокогама, Тиба и Сайтама в камерных концертах «Посольство мастерства» выступят успешные молодые российские музыканты, солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов: Елизавета Ключерёва (фортепиано), Лев Журавский (кларнет) и Андрей Тарануха (ударные инструменты). В гастрольной программе – русская и европейская классика, сочинения современных композиторов.
22 апреля, в понедельник, в 18.30 солисты Санкт-Петербургского Дома музыки выйдут на сцену зала «Киои хору» в Токио (6-5 Kioicho, Chiyoda-ku,102-0094). Концерт пройдет совместно с японскими солистами.
Программу российских музыкантов откроет Фантазия советского композитора Василия Гетмана на темы из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова, 180-летие которого отмечается в этом году. Знаменитая опера великого русского классика, написанная в 1907 году, за сатиру на русское самодержавие была запрещена цензурой и при жизни композитора не исполнялась. Сегодня она входит в мировой оперный репертуар. А прекрасная музыка и сказочный сюжет вдохновили не одно поколение композиторов на создание собственных интерпретаций. Фантазия Гетмана для кларнета и фортепиано основана на самых ярких мелодиях оперы.
Композицию «Asventuras» для малого барабана соло в 2011 году написал композитор Алексей Герасимец. Выбор названия он объясняет тем, что оно созвучно слову adventure (приключение), а время, потраченное им на эксперименты со всевозможными звуками и эффектами на малом барабане, он тоже считает приключением, или даже авантюрой.
Пьеса «Le Corps à Corps» (ближний бой) для зарба (персидского барабана) греческого композитора Жоржа Апергиса – это яркий актерский этюд, где в качестве инструмента выступают и голос музыканта, и его эмоции. Это самая известная композиция Апергиса для инструмента и голоса. Эксперименты с голосом композитор начал, когда создал музыкальную лабораторию с актерами и музыкантами в пригороде Парижа. Пьеса «Le Corps à Corps» написана как раз в тот период, в 1978 году.
Премьера балета Чайковского «Щелкунчик» состоялась в канун 1893 года. А сюита, куда вошли некоторые балетные номера, еще раньше. Чайковский планировал исполнять ее в симфонических программах и впервые представил публике весной 1892 года. Выдающийся интерпретатор музыки Чайковского, пианист Михаил Плетнев в свою очередь создал переложение Концертной сюиты для фортепиано. В программе вечера прозвучит один из самых красивых номеров – Andante maestoso.
23 апреля, во вторник, в 18.30 «Посольство мастерства» встречают в городе Йокогама в малом зале «Канагава кэнмин» (3-1, Yamashita-cho, Naka-ku).
Программу вечера откроют лирические миниатюры Шумана, посвященные жене Кларе. Три романса для кларнета написаны в 1849 году. Композитор тонально объединил их: первый и третий написаны в ля миноре, центральный – в ля мажоре. Первый романс – проникновенная элегия, второй напоминает простодушную песню, а третий похож на балладу с неожиданным оттенком танцевальности.
Бела Ковач – известный венгерский кларнетист-виртуоз, профессиональную карьеру начал в середине ХХ века в качестве музыканта оркестра Венгерской государственной оперы. Он также был автором ряда сочинений для своего инструмента, среди них наиболее известен цикл «Посвящения» для кларнета соло. Цикл состоит из девяти пьес-портретов, посвященных любимым композиторам Ковача, и стилизованных под их авторский стиль. В концерте прозвучит «Посвящение Р. Штраусу».
В кларнетовом исполнении прозвучат и фортепианные Три прелюдии Джорджа Гершвина. По замыслу автора, их должно было быть 24 (как у Баха, Шопена или Дебюсси). Но академический принцип в джазе плохо сработал. Оформлены в рукописи были только семь. А при публикации цикл оказался состоящим из трех прелюдий, которые стали известны во всем мире. Первая пьеса носит характер блюза. Вторую сам композитор определял как джазовую колыбельную. Третьей миниатюре современники Гершвина приписывали испанский характер.
Фантазия-экспромт до-диез минор Шопена была написана в 1834 году. Публиковать ее автор не планировал. Более того, по завещанию, она должна была быть уничтожена вместе с остальными неизданными сочинениями. Но в 1855 году, нарушив волю композитора, его друг, пианист Юлиан Фонтана опубликовал пьесу. Сегодня она считается одним из наиболее популярных сочинений Шопена. В программе вечера Фантазия-экспромт прозвучит в оригинальной версии для ударных инструментов и фортепиано.
Композицию «Asventuras» для малого барабана соло написал современный композитор Алексей Герасимец. По мнению автора, название пьесы созвучно слову adventure (приключение) и в полной мере отражает его значение.
Еще один ударный номер программы – пьеса греческого композитора Жоржа Апергиса «Le Corps à Corps» (ближний бой) для зарба (персидского барабана), написанная в 1978 году. Тогда композитор начал создавать сочинения для инструмента и голоса. Тембр голоса, лексика, ударения, диалект, ритм речи в сочинениях Апергиса становятся важными элементами, как и сама музыка.
Полонез-фантазия ля-бемоль мажор ор.61 Шопена, позднего периода творчества, отличается от большинства его полонезов, четких и монументальных по форме, триумфальных или трагических. Лист считал, что в этом сочинении «царит элегическая печаль». Сен-Санс находил в ней «уныние и разочарование». Но заканчивается Полонез-фантазия в светлых тонах.
«Мефисто-вальс» №1 Ференц Лист сочинил в 1860 году на основе сюжета поэмы Николауса Ленуа «Фауст». Изначально он был написан для симфонического оркестра. Но стал особенно популярен в фортепианной транскрипции, созданной самим Листом. «Мефисто-вальс» (его второе название «Танец в деревенском кабачке») – это яркая жанровая картина с фантастическими мотивами.
Andante maestoso – один из самых прекрасных номеров симфонической сюиты Чайковского «Щелкунчик» – в программе вечера прозвучит в переложении для фортепиано Михаила Плетнева. Волшебная музыка этой блестящей концертной пьесы переносит слушателя в мир романтических чувств и глубоких переживаний.
24 апреля, в среду, в 18.30 концерт «Посольство мастерства» пройдет в культурном центре Итикава в Тибе (1 Chome-1-5 Owada, Ichikawa, Chiba 272-0025).
25 апреля, в четверг, в 18.30 солисты Санкт-Петербургского Дома музыки выступят в зале «Сайтама-си бунка сэнта» в Сайтаме (Yubinbango336-0024, Мины-ка, Негисайте 1-7-1).
Программы этих двух концертов будут состоять из аналогичных номеров.
Откроют программу Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано французского композитора и органиста Шарля-Мари-Видора. Он много писал для органа. И в сочинениях для других инструментов в той или иной степени проявилось органное мышление автора.
В кларнетовом исполнении прозвучит Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» выдающегося испанского скрипача и композитора Пабло де Сарасате, написанная в 1883 году. Известный французский музыкант Николя Бальдеру уже в наше время сделал переложение Фантазии для кларнета, и сегодня она входит в репертуар многих исполнителей.
Акценты вечера расставит ударная часть программы. Фантазия-экспромт до-диез минор – одно из наиболее популярных сочинений Шопена, не изданное при жизни, по завещанию композитора, должно было быть уничтожено, но, вопреки его воле, было опубликовано в 1855 году. Фантазия-экспромт будет исполнена в оригинальной версии на ксилофоне.
Затем прозвучит композиция «Asventuras» для малого барабана соло, которую написал современный композитор Алексей Герасимец. Эта пьеса позволяет музыканту продемонстрировать различные приемы игры на инструменте.
Эстрадно-джазовое настроение создаст виртуозная пьеса американского композитора Флойда Верле – попурри регтаймов «Золотой век ксилофона».
Пьеса греческого композитора Жоржа Апергиса «Le Corps à Corps» (ближний бой) для зарба (персидского барабана) представляет собой яркий перфоманс, в котором инструмент, голос и эмоции солиста создают единое художественное пространство.
В фортепианной части вечера – «музыкальный вернисаж» Мусоргского, 185-летие которого отмечается в этом году. Прозвучат фрагменты из цикла «Картинки с выставки», созданного в 1874 году и посвященного памяти друга, художника Виктора Гартмана. Композитор блестяще выразил инструментальными средствами содержание рисунков и картин Гартмана: зарисовки из реальной жизни, фантастика, старина… А переход от картины к картине соединил интермедиями.
Прозвучит также Тема с вариациями фа мажор Чайковского, завершающая цикл из шести фортепианных пьес ор.19. Лучшие черты раннего творчества Чайковского, его самобытного стиля нашли отражение в этой пьесе, написанной в 1873 году. Вариации песенного характера сочетаются в ней с танцевальными и жанровыми.
Елизавета Ключерёва (фортепиано), 24 года – студентка Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Овчинникова). Победительница Евразийских музыкальных игр (Казахстан, 2017), Международного Шопеновского конкурса (Эстония, 2018) и Международного конкурса пианистов в Лионе (Франция, 2018). Лауреат III премии Международного конкурса пианистов в Сингапуре (2020). Лауреат I премии Международного конкурса пианистов "Wandering Music Stars” (Израиль, 2023). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Лев Журавский (кларнет), 23 года - студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс преподавателя Григория Малиёва). Победитель IV Международного конкурса «Вебер-Кларнет» (Петрозаводск, 2021). Лауреат IV премии Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах AEOLUS (Дюссельдорф, 2022). Лауреат III премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Андрей Тарануха (ударные инструменты), 18 лет – выпускник Лицея Искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). С 2023 года – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Лауреат I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург, 2016). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва, 2016). Победитель IV Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах (Санкт-Петербург, 2022).
«Посольство мастерства» – ежегодный проект Санкт-Петербургского Дома музыки, проходит с 2012 года и охватывает как регионы России, так и другие страны мира. Он включает в себя выездные сессии мастер-классов ведущих музыкантов в шести регионах России и гастроли успешных молодых солистов в Российских центрах науки и культуры за рубежом. Концертная часть проекта проводится совместно с Россотрудничеством (Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству).
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96