Карнавал фортепианных образов в Санкт-Петербургском Доме музыки
24 декабря, во вторник, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на Рождественский фортепианный марафон в цикле «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов: пианистка Елизавета Ключерёва, пианисты Роман Соснин, Глеб-Иосиф Романчукевич и Кирилл Роговой. В программе – сочинения Баха, Шопена, Шумана, Дебюсси, Равеля, Скрябина.
«Скрябин – самый дерзкий из русских композиторов, революционер в области музыкального искусства», – писали о нем современники и критики. С его революционной идеи начнется фортепианный марафон солистов Дома музыки. Прозвучат: знаменитый лирический Этюд №1 до-диез минор op.2, написанный в 1887 году, и драматический Этюд №9 соль-диез минор op.8, сочинение 1894-95 годов.
Хореографическую поэму «Вальс» Равель создал в 1920 году специально для постановки балетной труппы Дягилева, взяв за основу наброски своей симфонической поэмы, написанные десятью годами ранее: «Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, который поглощается все нарастающим сокрушительным вихрем». Русский импресарио отверг музыку: «Это шедевр, но это не балет. Это портрет балета». Однако позже балет на музыку Равеля поставили Ида Рубинштейн и Джордж Баланчин. Сегодня «Вальс» существует как в хореографическом, так и в концертном исполнении.
Сборник Двенадцать этюдов для фортепиано Дебюсси написал в 1915 году, посвятив его памяти Шопена. Сочиняя, композитор стремился к «рекордам» техники, считая, что этюды «успешно подготовят пианистов к лучшему пониманию того, что нужно входить в музыку только с устрашающими руками!». Даже такой выдающийся и смелый виртуоз как Святослав Рихтер считал этюды «самым непостижимым и опасным в музыке ХХ века». В марафоне прозвучат этюды: №4 - Для секст, №7 - Для хроматических ступеней, №8 – Для украшений, №10 - Для противоположных звучаний, №11 - Для сложных арпеджио, №12 - Для аккордов.
Ария с вариациями в итальянском стиле BWV 989 написана Бахом предположительно в 1709 году. Композитор, никогда не выезжавший за пределы Германии, в этом раннем сочинении прорабатывает итальянский национальный стиль применительно к собственному музыкальному языку. К традициям итальянской барочной музыки он будет обращаться еще не раз. Что касается вариационной формы, то многие его сочинения написаны именно в этом жанре, включая многочисленные обработки хоралов, которые, по сути, и есть вариации.
Полонез №5 фа-диез минор, сочиненный Шопеном в 1841 году, сам композитор называл «родом фантазии в форме полонеза». Лист причислял пьесу к самым «могучим» созданиям Шопена: «Основной мотив неистов, зловещ, как час, предшествующий урагану; слышатся как бы возгласы отчаяния, вызов, брошенный всем стихиям. Беспрерывное возвращение тоники в начале каждого такта напоминает канонаду завязавшегося вдали сражения».
Фантазийный мир музыки Шумана предстанет в его знаменитом «Карнавале» (1835). Этот цикл фортепианных пьес представляет собой серию ярких образов, зарисовок с натуры, сценок из жизни, впечатлений. Сменяя друг друга, проходят Пьеро и Арлекин, Панталоне и Коломбина, Паганини и Шопен, Клара под видом Киарины и два загадочных, выдуманных Шуманом персонажа, перекочевавших из его литературных текстов. Они являют собою две сущности мира музыки композитора: Флорестан – это энергия, порыв; Эвзебий – созерцательность, меланхолия.
Елизавета Ключерёва (фортепиано), 25 лет – выпускница Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста России профессора Владимира Овчинникова). С 2022 года является ассистентом-стажёром (класс того же педагога). Победительница Евразийских музыкальных игр (Казахстан, 2017), Международного Шопеновского конкурса (Эстония, 2018) и Международного конкурса пианистов в Лионе (Франция, 2018). Обладатель Гран-при 52 Международного фортепианного конкурса “Virtuosi per musica di pianoforte” (Чехия, 2019). Лауреат III премии Международного конкурса пианистов в Сингапуре (2020). Лауреат I премии Международного конкурса пианистов "Wandering Music Stars” (Израиль, 2023). Лауреат премии Артуро Бенедетти Микеланджели и обладатель приза зрительских симпатий Piano Academy Eppan (Италия, 2024). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Роман Соснин (фортепиано), 21 год – студент Музыкального училища им. Гнесиных при Российской Академии Музыки (класс Заслуженного артиста России, профессора Юрия Богданова). Победитель I Международного конкурса молодых пианистов им. С.В. Рахманинова (Москва, 2018). Лауреат II премии I Международного фортепианного конкурса русской музыки (Рязань, 2019). Победитель (Золотая медаль) XX Молодежных Дельфийских игр России (Пермь, 2021). Стипендиат фонда «Новые классики», фонда В. Спивакова (2018). Лауреат I премии и обладатель спецприза – именной стипендии Р.К. Щедрина на Всероссийском конкурсе композиторов «Крейцерова соната» (Москва, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано), 23 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс доцента Дарьи Петровой, с 2023 года – класс профессора Павла Нерсесьяна, доцента Алексея Набиулина). Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (2015). Дипломант I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (Москва, 2016). Финалист III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (Москва, 2019). Стипендиат премии Президента РФ (2017). Стипендиат правительства Москвы (2017). Обладатель Гранта мэра Москвы (2016, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Кирилл Роговой (фортепиано), 17 лет – учащийся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Наталии Трулль). Обладатель Гран-при XIX Международного фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Крымская весна – 2021» (Ялта). Лауреат III премии XIII Международного конкурса юных пианистов им. С.В. Рахманинова (Великий Новгород, 2022). Обладатель премии «Достижение» V Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (Москва, 2023). Обладатель Гран-при VI Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сочи, 2024) и Ⅳ Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition-2024 (Москва). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
24 декабря 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 400 - 600 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.