24
декабря
Вторник
19:00
2024
Стоимость билетов:
400 - 600 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
фортепианный вечер
«Рождественский фортепианный марафон»
I отделение

А. Скрябин (1872–1915).
Этюд №1 до-диез минор op.2
Этюд №9 соль-диез минор op.8

М. Равель (1875-1937).
Хореографическая поэма «Вальс» (1920)

Солист – лауреат международных конкурсов
Роман Соснин (фортепиано)

К. Дебюсси (1862-1918).
Двенадцать этюдов для фортепиано
(памяти Фридерика Шопена) L.136 (1915) 
№4 - Для секст
№7 - Для хроматических ступеней
№8 - Для украшений
№10 - Для противоположных звучаний
№11 - Для сложных арпеджио
№12 - Для аккордов

Солист – лауреат международных конкурсов
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано)
II отделение

И.С. Бах (1685-1750).
Ария с вариациями в итальянском стиле BWV 989

Ф. Шопен (1810-1849).
Полонез №5 фа-диез минор op.44

Солист – лауреат международных конкурсов
Кирилл Роговой (фортепиано)

Р. Шуман (1818-1856).
Карнавал op.9 
№1 Вступление - №2 Пьеро - №3 Арлекин -
№4 Благородный Вальс - №5 Эвсебий - №6 Флорестан -
№7 Кокетка - №8 Реплика - №9 Бабочки -
№10 Танцующие буквы - №11 Киарина - №12 Шопен -
№13 Эстрелла - №14 Признательность -
№15 Панталон и Коломбина - №16 Немецкий Вальс -
№17 Паганини - №18 Признание - №19 Прогулка -
№20 Пауза - №21 Марш Давидсбюндлеров против филистимлян

 

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерёва (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В своих этюдах для фортепиано выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин продолжил традиции Ф. Шопена. Скрябиным создан целый ряд ярких концертных пьес, в которых при высокой художественной образности всегда присутствует технически–виртуозная задача. Всего композитором написано в данном жанре 26 произведений, начиная с опуса 2. Этюд № 1 входит в состав фортепианного цикла данного опуса, включающего еще две пьесы - Прелюдию и Экспромт в стиле мазурки. Он был создан в 1887 году пятнадцатилетним композитором и во многом носит характер элегии. Выразительная тема в партии правой руки поддерживается плотными аккордами сопровождения, создающими объемное звучание. 12 этюдов ор. 8 были написаны Скрябиным в 1894-95 годах. Этюд № 9 соль-диез минор, ставший одним из самых популярных у композитора, представляет собой блестящую, виртуозную пьесу. Авторская ремарка Alla ballata (В характере баллады) определяет подчеркнуто романтический характер произведения.
 
Морис Равель — один из самых выдающихся французских композиторов первой половины ХХ века. Его, наряду с К. Дебюсси, называют основоположником импрессионизма в музыке, создателем красочной звукописи, колористической гармонии и оркестровки. В музыке Равеля нашла отражение испанская тематика (опера «Испанский час», Болеро), он был увлечен русской музыкой, особенно М.П. Мусоргским, оркестровав его «Картинки с выставки». Хореографическая поэма «Вальс» была задумана автором незадолго до начала Первой мировой войны, и тогда сочинение должно было называться «Вена» в честь знаменитой столицы вальсов. Создание Хореографической поэмы связано с деятельностью известного русского антрепренера С.П. Дягилева, произведение предназначалось для постановки в балетном театре Русских сезонов. Программа, предпосланная сочинению, объясняла, что в нем показана картина придворного бала, постепенно появляющегося из густой завесы облаков. Годы спустя Равель писал, что он хотел представить «своего рода апофеоз венского вальса, который поглощается все нарастающим сокрушительным вихрем». Не случайно здесь отчетливо слышны интонации вальсов И. Штрауса. Однако композитор привносит в сочинение и трагические оттенки; они появляются при репризном проведении тем, постепенно становясь преобладающими, приводя конечное звучание к адскому вихрю.
 
Летом 1915 года Клод Дебюсси завершает работу над фортепианным циклом из 12 этюдов, посвятив их памяти Ф. Шопена, над редактированием этюдов которого Дебюсси занимался в это время. Этюды выдающегося импрессиониста стали вершиной его фортепианного наследия, композитор отмечал в одном из писем: «я доволен этим сочинением, которое, говорю это без ложной скромности, займет особое место в моем творчестве». Этюды Дебюсси имеют названия, казалось бы, исключительного технического плана, но за «инструктивными» заголовками скрывается яркое, волнующее содержание каждой из пьес. Этюд № 4 «Для секст» звучит в медленном темпе (Lento) соединяя сексты в прихотливом ритме на фоне хроматических ходов в партии левой руки. Общий печальный характер, игра темпами, меняющиеся динамические оттенки сближает пьесу с фортепианной поэмой. Этюд № 7 «Для хроматических ступеней» представляет собой головокружительное скерцо, построенное на хроматических пассажах, постоянно меняющих направления. Этюд № 8 «Для украшений», по словам композитора, «написан в форме баркаролы, на море, немного итальянском...». Изменчивые настроения, сложный подтекст, одухотворенная звучность - все это напоминает об образах оперы «Пеллеас и Мелизанда». Этюд № 10 «Для противоположных звучаний» по настроению перекликается с похоронным маршем из Сонаты си-бемоль минор Шопена. Это один из самых блестящих этюдов в цикле, ставший его лирико-трагической кульминацией. Этюд № 11 «Для сложных арпеджио». Здесь композитор, вводя ремарку Dolcе e lusingando (Нежно и вкрадчиво), погружает слушателя в атмосферу пасторали, а изящная звукопись в полной мере отражает импрессионистический мир композитора. Этюд № 12 «Для аккордов». Композитор в начале вводит уточнение: Decide, rythme, sans lourdeur (Решительно, ритмично, но не тяжело). По своему характеру и техническому решению пьеса близка этюдам Ф. Листа, а звучащие в ней октавные последования ассоциируются с токкатой.
 
«Ария с вариациями в итальянском стиле» для клавира была написана Иоганном Себастьяном Бахом предположительно в 1714 году; произведение отразило большой интерес композитора к итальянской музыке (им написан знаменитый Итальянский концерт), ее системой жанров и выразительных средств. Произведение построено как цикл, где представленная вначале изящная, грациозная тема в хоральном стиле разрабатывается в десяти разнохарактерных вариациях. Сохраняя в целом звучание темы, композитор подвергает ее богатому орнаментированию, раскрывающему скрытые интонационные пласты незамысловатой мелодии.
 
Полонез для Ф. Шопена – танец родной Польши, он вошел в творчество композитора в двух основных видах: как скромный танец и как героический гимн. Полонез фа диез минор ор. 44, созданный в 1841 году, относится ко второй группе, он стал своеобразным манифестом трагической героики в творчестве композитора. Сам Шопен называл его «родом фантазии в форме полонеза», подчеркивая разнохарактерность масштабных эпизодов в структуре сочинения. Действительно, безудержный первоначальный мотив, словно вихрь, сметающий все на своем пути и проходящий через весь полонез, сменяется картинными эпизодами шествия или идиллической сельской сценкой. Но в итоге он  в завершении сочинения все равно возвращается. Свой опус композитор посвятил соотечественнице Людмиле Комар, в замужестве графине Буво–Крайон, члену польского комитета эмигрантов в Париже
 
Немецкий композитор–романтик Роберт Шуман большую часть творчества посвятил фортепианной музыке, создав замечательные образцы программного цикла, в том числе «Бабочки», «Детские сцены», «Крейслериана» и многие другие. Одним из самых значительных творений композитора считается фортепианный цикл «Карнавал», законченный композитором в 1835 году, поражавший современников необычностью содержания и новизной драматургического решения. По своей структуре «Карнавал» близок жанру сюиты и отчасти вариаций. В нем 20 самостоятельных пьес, каждая из которых является вариацией на тему–монограмму «ASCH» (ля, ми-бемоль, до, си), воспроизводящее название одного из значимых для Р. Шумана городов и в то же время содержащее начальные буквы фамилии композитора. Необычно размещение основной темы: она возникает не в начале произведения, а между 8-ой и 9-ой пьесами. Композитор записывает ноты темы долгими длительностями – бревисами, обозначив их как «Сфинксы» («Загадки»). Каждая из пьес («маленьких сцен», как назвал их композитор) наделена особым характером, отраженном в ее названии. Общая сюжетная канва связана с музыкально–критической деятельностью Р. Шумана, где в статьях композитор создает образ художественного союза «Давидово братство» (давидсбюндлеры), побеждающего врагов–филистимлян. В своем «Карнавале» композитор «собирает» героев, давая каждому из них яркую художественно–стилевую характеристику. № 1 «Вступление». Перед слушателями предстает парад масок, присутствующих на торжестве. № 2 «Пьеро» и № 3 «Арлекин» – два портрета, где усталому Пьеро противостоит гибкий, подвижный Арлекин. № 4 «Благородный вальс» представляет жанровую зарисовку. № 5 «Эвсебий» и № 6 «Флорестан» – два давидсбюндлера; здесь показаны поэтический первый и темпераментный второй персонажи. № 7 – грациозная «Кокетка», а следующая за ней пьеса № 8 «Реплика» словно воспроизводит некую осуждающую фразу в ее адрес. Далее возникают «Сфинксы». № 9 «Бабочки» и № 10 «Танцующие буквы» показывают новых участников карнавала. Три музыкальных портрета № 11 «Киарина», № 12 «Шопен», № 13 «Эстрелла» раскрывают музыкальными средствами образы Клары Вик, скоро ставшей женой Шумана, великого композитора–современника, а также Эрнестины Фрикен – девушки, жившей в городе Asch. № 14 «Признательность» возникает как небольшая лирическая зарисовка, а № 15 «Панталоне и Коломбина» представлен как парный портрет еще двух героев комедии масок. Сложное образное содержание возникает в № 16 «Немецкий вальс», чопорном и строгом, средним разделом в котором выступает интермеццо № 17 «Н. Паганини», представляющее музыкальный портрет неистового скрипача. Три последующих номера № 18 «Признание», № 19 «Прогулка» и № 20 «Пауза» звучат как разнохарактерные зарисовки карнавальных эпизодов. Завершающим становится № 21 «Марш давидсбюндлеров против филистимлян», воспринимающийся как победный итог всего карнавального шествия. Цикл посвящен скрипачу Каролю Липинскому.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин