Лауреаты Всероссийского музыкального конкурса. Вечер прекрасных сонат и оперных фантазий
05 февраля, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал «Зарядье» (Москва). В цикле «Музыкальная сборная России» выступят лауреаты международных и Всероссийского музыкального конкурса (2024): Алёна Соломкина (арфа), Фёдор Освер (гобой), Вазген Юсупов (кларнет) и Иван Кощеев (фортепиано). В программе – сочинения Скарлатти, Сен-Санса, Луиджи Басси, Донато Ловрелио, Екатерины Вальтер-Кюне, Жака де ла Пресль, Пуленка.
«Не жди – будь ты дилетант или профессионал – в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина…», – написал Доменико Скарлатти в предисловии к сборнику сонат «Упражнения для клавесина», вышедшему в 1738 году. Всего композитором создано около пятисот пятидесяти сонат. На их примерах прослеживается путь становления жанра клавирной сонаты. Задуманные как упражнения, эти пьесы затрагивают все виды клавирной техники, при этом заключают в себе богатый мир художественных образов. В них много выдумки, свежести, изысканного блеска, юмора. Прозрачность фактуры, легкость, жизнерадостность, энергия движения достигаются весьма умеренными художественными средствами. Программу концерта откроет Соната для клавира ля мажор К.209 в исполнении на арфе соло.
«Музыка Прокофьева составляет часть моей эмоциональной жизни», – писал Франсис Пуленк, восхищаясь многими прокофьевскими произведениями. Не удивительно, что одно из своих сочинений он посвятил памяти русского композитора. Соната для гобоя и фортепиано (1962), из последних сочинений, стала одним из так называемых мемориальных опусов – начиная с 1940-х годов в творчестве Пуленка наметилась тенденция создания композиций памяти ушедших друзей и коллег. Программная последовательность частей в Гобойной сонате создает определенные ассоциации: «Элегия» – «Скерцо» – «Скорбь».
Соната для кларнета и фортепиано Пуленка – также одно и последних сочинений композитора, написанное в 1962 году, и одно из самых популярных в репертуаре кларнетистов. В этом сочинении Пуленк использует весь диапазон инструмента, включая крайние звуки нижнего и верхнего регистров. Соната посвящена памяти Артюра Онеггера и впервые исполнена в Карнеги-холл Бенни Гудменом и Леонардом Бернстайном в апреле 1963 года, спустя три месяца после смерти композитора.
Французский композитор и педагог Жак де ла Пресль обучался композиции в Версальской консерватории, а затем в Парижской. Первая мировая война прервала его занятия. По окончании войны он снова начал сочинять. И в 1920 году был удостоен Второй Римской премии за кантату «Дон Жуан», а в следующем году – Гран-при за кантату «Гермиона». С 1937 по 1958 годы был профессором Парижской консерватории. С 1930 по 1943 годы занимал должность директора Радио Париж. В программе концерта прозвучит его композиция для арфы «Сады под дождём». Сочинение 1913 года.
Соната для гобоя и фортепиано – одно из последних сочинений Сен-Санса. Он работал над нею два месяца, находясь в Ажире в начале 1921 года. Первая часть – пасторальное Andantino. Вторая часть – Allegretto – импровизационная в крайних разделах и танцевальная, с оттенком старины, в среднем. Третья часть – Molto allegro – это энергия движения.
Екатерина Вальтер-Кюне – арфистка, пианистка и педагог, выпускница Санкт-Петербургской консерватории. По классу арфы обучалась у Альберта Цабеля, по классу фортепиано – у Антона Рубинштейна. С 13-ти лет исполняла сольные партии в оркестре. Среди ее учеников – знаменитая Ксения Эрдели. Вальтер-Кюне принадлежат переложения для арфы различных произведений классического репертуара, среди которых Фантазия на темы из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Сочинение 1909 года.
Итальянский композитор и кларнетист Луиджи Басси сочинял музыку с практической целью – расширить репертуар инструмента. Он также был главным кларнетистом миланского оперного театра La Scala и в числе первых исполнял некоторые произведения Бетховена. Известность ему принесли многочисленные фантазии на оперные темы. В программе вечера прозвучит Концертная фантазия на темы из оперы Верди «Риголетто» для кларнета и фортепиано, написанная в 1865 году.
Донато Ловрелио – известный в Италии исполнитель-флейтист и автор сочинений для флейты и разнообразных составов духовых инструментов. Стремясь расширить концертный репертуар своих любимых духовых, композитор стал сочинять виртуозные концертные пьесы на темы самых популярных мелодий Х1Х века известных итальянских опер. Программу вечера завершит его Концертная фантазия на темы оперы Беллини «Норма» для гобоя, кларнета и фортепиано. Сочинение 1864 года.
Алёна Соломкина (арфа), 22 года – студентка Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Мильды Агазарян). Лауреат Первого международного конкурса музыкального исполнительства Kamerton competition (Москва, 2020). Лауреат I премии III Международного конкурса-фестиваля «Краски музыки» (Москва, 2022). Лауреат II премии Международного музыкального конкурса, посвященного 150-летию С.В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2023). Лауреат премии «Молодые дарования России» (Москва, 2023). Получатель президентского гранта. Артистка Всероссийского Юношеского Симфонического Оркестра под управлением Ю. Башмета. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Фёдор Освер (гобой), 21 год - студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). Победитель III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2020). Победитель XII Международного конкурса Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2021). Лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт Петербург, 2023). Лауреат I премии IV Всероссийского музыкального конкурса (Москва, Санкт-Петербург, 2024). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Вазген Юсупов (кларнет), 21 год – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Евгения Петрова). Победитель II Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2020). Победитель IV Международного конкурса «Вебер-Кларнет» (Петрозаводск, 2021). Победитель XIII Международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2022). Лауреат II премии IV Всероссийского музыкального конкурса (Москва, Санкт-Петербург, 2024). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Иван Кощеев (фортепиано), 30 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста России, профессора Андрея Диева), где с 2019 года является ассистентом-стажером в классе того же педагога. Лауреат II премии XVIII Международного конкурса имени Марии Юдиной среди солистов (Санкт-Петербург, 2017). Победитель и обладатель двух специальных призов XII Международного конкурса пианистов им. А. Алиевой (Франция – Швейцария, 2018). Лауреат II премии и обладатель приза зрительских симпатий 18 международного конкурса пианистов MozArte (Германия, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
05 февраля 2025 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье»
Стоимость билетов: 300 – 800 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Сочи, Воронеже, Кирове, Петербурге, Ялте – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96 Аккредитация: info@spdm.ru