Скрипка и фортепиано в Воронцовском дворце
17 мая, в пятницу, в 18.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Воронцовский дворец (Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18). на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В камерной программе с произведениями Шуберта, Листа, Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Хачатуряна и Ваксмана выступят лауреаты международных конкурсов скрипачка София Яковенко и пианист Виталий Петров.
Франц Шуберт был автором около 600 вокальных композиций, большого количества камерных сочинений, симфоний, однако для современников он оставался, главным образом, мастером вокальной лирики. Его камерно-инструментальные сочинения почти не исполнялись при жизни композитора. Когда Шуберт показал свой Квартет ре минор другу, известному скрипачу Игнацу Шуппанцигу, тот сказал: «Ничего в этом нет. Брось это и занимайся своими песнями». Песенная стихия нашла отражение в камерно-инструментальном творчестве композитора. В «Большом дуэте» для скрипки и фортепиано ля мажор Шуберт раскрыл всю прелесть скрипичной кантилены.
Франц Ваксман, американский композитор и дирижер, широко известный как автор более 150 голливудских саундтреков, в 1946 году сочинил Фантазию для скрипки, куда ввел основные темы оперы Бизе «Кармен». Мастер оркестровки, он виртуозно соединил оригинальные мотивы произведения с собственными мелодиями. «Кармен-фантазия» стала самым популярным произведением композитора, звучащим на всех континентах.
«Я убежден, что нет и не может быть подлинного искусства вне национального начала, нет и не может быть вненациональной культуры», - говорил Арам Хачатурян. Важнейшим элементом культуры, в которой был воспитан композитор, является танец. Танцевальная энергия пронизывает буквально все его творчество, начиная с самого первого опуса – Танца для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор, написанного в 1926 году, во время учебы в Музыкальном техникуме имени Гнесиных. И, конечно, своеобычные интонации мотивов родины композитора – Армении – звучат в каждом его сочинении.
Трансцендентные этюды Листа – цикл из 12 фортепианных произведений – были опубликованы в 1852 году. Но работа над ними была начата еще в 1826 году, когда 15-летний Лист сочинил 12 технических пьес. Спустя 12 лет он переработал этюды, усложнив их и превратив цикл в «Большие этюды», которые сам исполнял во время гастролей по Европе. Третью редакцию – Трансцендентные этюды – композитор посвятил своему учителю Карлу Черни. Новая виртуозная техника листовских этюдов требовала от пианиста мастерского владения инструментом и нового подхода к привычным техническим приемам. Большинство из них имеют программные названия. В концерте прозвучит технически сложный, эмоционально насыщенный Трансцендентный Этюд №11 «Вечерние гармонии» ре-бемоль мажор.
Пятую фортепианную сонату до мажор Прокофьев написал в 1923 году в Германии, в Эттале. Сочинение посвящено музыковеду Петру Сувчинскому. Это единственная соната композитора, написанная не в России. Ее он упомянул в своей «Автобиографии»: «Пятая соната, Квинтет и Вторая симфония [...] представляли собою самые хроматические из моих сочинений. Здесь было не без влияния атмосферы Парижа, где не боялись ни сложности, ни диссонансов, тем самым как бы санкционируя мою склонность мыслить сложно». Премьера состоялась сто лет назад, весной 1924 года в Париже в исполнении автора. В 1953 году Прокофьев создал вторую редакцию Сонаты.
Программу вечера продолжат Этюды-картины Рахманинова. Свои виртуозно-технические пьесы композитор создавал как художественные произведения, в основу каждого заложив определенный программный замысел. Этюды, объединенные в циклы, рождают череду ярких образов, раскрывают широкий диапазон человеческих переживаний. Этюды-картины ор.33 были созданы летом 1911 года в Ивановке буквально за месяц. В концерте прозвучит этюд №1 фа минор – драматичный, с четким ритмическим рисунком. Цикл Этюдов-картин ор.39 стал последним произведением Рахманинова, созданным до отъезда из России в 1917 году. В нем сосредоточены энергия, мощь, возвышенная патетика. Будет исполнен этюд №9 ре мажор – единственный из цикла, написанный в мажоре.
Услышав на одном из концертов «Фейерверк» Стравинского, балетмейстер Михаил Фокин был восхищен музыкой, он писал: «Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете». Именно таким получился балет «Жар-птица», музыку к которому Стравинский сочинял по заказу Дягилева для знаменитых «Русских балетов» в Париже. Премьера весной 1910 года была оглушительной. В финале вечера прозвучат фрагменты из балета «Жар-птица» в переложении Гвидо Агости: Поганый пляс Кощеева царства – Колыбельная – Финал.
София Яковенко (скрипка), 20 лет - студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Татьяны Беркуль). Лауреат I премии XXVI Международного конкурса скрипачей «Андреа Постакини» (Италия, 2019). Лауреат I премии Международного юношеского конкурса скрипачей «ДеМЮКС» (Екатеринбург, 2019). Обладатель серебряной медали V Манхэттенского Международного музыкального онлайн-конкурса (Нью-Йорк, США, 2020). Лауреат II премии IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). Стипендиат фонда Владимира Спивакова.
Виталий Петров (фортепиано), 20 лет – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Обладатель 15 специальных призов XIX Международного конкурса “ Münchener Klavierpodium der Jugend “ (Германия, 2019). Обладатель Золотой медали III Берлинского Международного музыкального конкурса (Германия, 2019). Победитель Международных фортепианных конкурсов “Clavis Saint Petersburg 2020” и “Clavis Bavaria 2020”. Лауреат II премии и обладатель специального приза Международного фортепианного конкурса в Сан-Хосе (США, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
17 мая 2024 г. Начало концерта в 18.00
Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18. Воронцовский дворец
Бронирование билетов - в экскурсионном отделе
Телефон кассы: +7 (978) 018-56-74
Аудитория: 12+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96