Выступают молодые виртуозы Санкт-Петербургского Дома музыки
21 марта, в пятницу, в 18.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Воронцовский дворец (Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В камерной программе с произведениями Шуберта, Шопена, Брамса, Сен-Санса, Дебюсси, Жана Франсе выступят лауреаты международных конкурсов: пианист Тимофей Доля, скрипач Андрей Зубенко и кларнетист Игорь Смалий.
В 1894 году Брамс сочинил две сонаты для кларнета, хотя за несколько лет до этого объявил о завершении композиторской деятельности. Знакомство с известным кларнетистом Рихардом Мюльфельдом вдохновило композитора снова взяться за написание музыки. Кларнет, с его неповторимым тембром, способностью представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску, открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. В концерте прозвучит Соната №2 для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор, ставшая подлинным шедевром кларнетового репертуара.
Вальс «La plus que Lente» для фортепиано Клода Дебюсси, название которого можно перевести как «Более, чем медленный», был сочинен в 1910 году. Изначально он не предназначался для слишком медленного исполнения. Lente в этом случае – это ироничная отсылка к модному в то время жанру valse lente, которому Дебюсси подражал. Композитор отмечал, что «La plus que lente» – некая элегантная пародия на романтическую музыку. Вариант для скрипки, вероятно, появился сразу же. По одной из версий, композитор сделал его для известного цыганского скрипача. В программе вечера сочинение прозвучит в транскрипции для скрипки и фортепиано.
Ноктюрн – характерный жанр для композиторов-романтиков. Но именно Шопен довел до абсолютного совершенства эти «ночные» миниатюры, которые создавал на протяжении почти двух десятилетий. В ноктюрнах наиболее явно проявились песенные, вокальные черты шопеновской мелодики. Всего композитор создал двадцать один ноктюрн. В концерте прозвучит самый знаменитый среди них – Ноктюрн ми бемоль мажор ор.9 №2. Этот опус, написанный в 1830 году, Шопен посвятил бельгийской пианистке Мари Плейель.
Шопен был основоположником жанра инструментальной баллады, в котором воплотил некоторые характерные черты польской поэтической баллады. В разные периоды творчества им создано 4 фортепианных баллады. Вслед за ним к этому жанру обратились и другие композиторы, в частности, Лист и Брамс. В программе будет исполнена Баллада №3 для фортепиано ля бемоль мажор, сочинение 1841 года.
Творчество французского композитора Жана Франсе занимает определенную нишу в музыкальном искусстве ХХ века. С юных лет он занимался композицией под руководством Нади Буланже, окончил Парижскую консерваторию. О юном Франсе очень лестно отзывался Морис Равель. Концертино для фортепиано с оркестром, первое серьезное сочинение, приносит 20-летнему композитору известность. Наследие Франсе очень обширно: шестнадцать балетов, пять опер, саундтреки к кинофильмам, инструментальные концерты. Особое место занимает камерная музыка для духовых инструментов – легкая, изящная, в духе неоклассицизма. В концерте прозвучит Тема с вариациями для кларнета и фортепиано, написанная в 1974 году.
Основную часть музыкального наследия Шуберта составляют песни – их более 600. К прекрасной лирике этих вокальных миниатюр с особой любовью относился Лист. Он написал более 50 транскрипций шубертовских песен, в которых находил немало близких ему образов и музыкально-поэтических метафор, в частности, мотивы странствий и очарования природой. В листовских транскрипциях мелодии Шуберта часто меняют свои очертания, появляются новые обороты, каденции, мелодия с легкостью может перейти в другие регистры. В программе прозвучат транскрипции Листа из сборника Двенадцать песен: №7 – «Весенние упования» и №2 – «Баркарола», а также «Приют» из вокального цикла «Лебединая песня».
Интродукция и Рондо каприччиозо Сен-Санса – одно из наиболее популярных скрипичных сочинений композитора. Оно задумывалось как финальная часть Первого скрипичного концерта, но успех первого исполнения убедил композитора опубликовать его отдельно. Премьера состоялась весной 1867 года в Париже. Дирижировал автор. Солировал Пабло де Сарасате, которому посвящено произведение. Пьеса написана в блестящем виртуозном стиле, а испанские мотивы придают ей игривый причудливый характер.
Андрей Зубенко (скрипка), 24 года – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). С 2024 года – ассистент-стажер в классе того же педагога. Победитель Молодежных Дельфийских игр России и Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ ( 2017). Финалист проекта "Река талантов" - 2021. В настоящее время играет на скрипке Джузеппе (Филиус Андреа) Гварнери 1719 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Солист Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Тимофей Доля (фортепиано), 31 год - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где окончил ассистентуру-стажировку в классе того же педагога. В 2019 – 2024 гг. – ассистент-стажер Венского Университета музыки и исполнительского искусства (класс профессора Яна фон Арнима). В настоящее время обучается в Международной Академии Музыки в Имоле (класс профессора Бориса Петрушанского). Лауреат III премии III Всероссийского музыкального конкурса (2018). Лауреат II премии Международного онлайн конкурса пианистов “City of Vigo” (Испания, 2020). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Рудольфа Керера (Москва, 2021). Лауреат III премии Международного конкурса «Clamo Music» (Мурсия, Испания, 2023). Солист программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Игорь Смалий (кларнет), 18 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста России, профессора Евгения Петрова). Лауреат II премии Международного молодежного музыкального конкурса, посвященного 140-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского (Санкт-Петербург, 2022). Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сириус, 2023). Лауреат I премии XV Международного конкурса «Золотые таланты» (Курск, 2023). С 2020 года – стипендиат фонда «Новые имена». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2023 года.
21 марта 2025 г. Начало концерта в 18.00
Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18. Воронцовский дворец
Стоимость билетов: 700 – 1100 руб.
Телефон кассы: +7 (978) 018-56-74
Аудитория: 12+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Кирове, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96