Фортепиано, гобой и ударные в «Сириусе» и Воронцовском дворце
19 июня, в среду, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус» (Сочи, Олимпийский пр-т, 1) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В камерной программе с произведениями отца и сына Бахов, Гайдна, Листа, Паскулли, Рахманинова, Апергиса и Герасимца выступят лауреаты международных конкурсов Наталья Осинцева (фортепиано), Фёдор Освер (гобой) и Андрей Тарануха (ударные инструменты).
21 июня, в пятницу, в 18.00 «Музыкальная сборная России в Воронцовском дворце» исполнит свою блистательную программу в Алупкинском музее-заповеднике (Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18).
Программу концерта откроет произведение юбиляра. В этом году отмечается 310 лет со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха (Берлинского или Гамбургского Баха, как его называли). Один из основоположников классицизма, второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха, во второй половине XVIII века Бах-младший был очень популярен, в основном благодаря своим клавирным сонатам. В его богатом наследии есть также сочинения для гобоя, флейты, виолончели, других инструментов – изящные и причудливые, отличающиеся широким эмоциональным диапазоном. В концерте прозвучит Соната для гобоя и бассо континуо соль минор.
Создание Бахом-старшим цикла сонат и партит для скрипки соло относится к Кётенскому периоду творчества композитора, когда он служил придворным капельмейстером. Цикл из трех сонат и трех партит начинается с сонаты и далее выстроен по принципу чередования. Партита №2 для скрипки соло ре минор, написанная между 1717 и 1720 годами, состоит из пяти частей. В программу концерта вошли первая и четвертая части Партиты: Аллеманда и Жига. Пьесы прозвучат в оригинальном исполнении на ударных инструментах.
В творческом наследии Гайдна около 1000 произведений. К фортепианной сонате композитор обращался на протяжении всей жизни. В его творчестве сформировался классический тип сонаты. Обычно она состоит из трех частей. Крайние, написанные в быстром темпе, обрамляют медленную вторую часть. Фортепианная соната ре мажор – блестящий образец классического фортепианного стиля автора. Жизнерадостную первую часть сменяет спокойная и лирическая вторая, в заключительную часть композитор вложил жизнеутверждающую энергию. Музыку Гайдна за жизнерадостный, остроумный и игривый характер часто сравнивают с погожим весенним днем.
Антонио Паскулли, выдающегося итальянского гобоиста и дирижера современники называли «Паганини гобоя». В рецензиях писали, что он «обращался с инструментом с таким мастерством, что будет трудно найти не только того, кто превзошел бы его, но и того, кто сравнился бы с ним». Как и Паганини, не найдя достаточного репертуара для своей экстраординарной техники, Паскулли сочинял виртуознейшие произведения, которые сам исполнял. Его сочинения действительно «дьявольски» трудны даже для современных исполнителей. Его любимым жанром были фантазии на оперные темы. В программе прозвучат композиции для гобоя и фортепиано: «Воспоминания о Неаполе» и «Приятные воспоминания о Травиате».
Парафразы на темы из опер стали популярны в XIX веке, когда утвердился тип свободно-импровизационной фантазии, источником которой служил материал музыкального театра. Ференц Лист в этом жанре руководствовался желанием привлечь внимание публики к лучшим оперным постановкам. Однако транскрипции композитора оказались настолько сложны, что не каждый виртуоз мог достойно их представить. Значение этих фортепианных переложений раскрылось в другом качестве. Они стали очередным этапом развития творчества Листа в сторону оркестрового звучания инструмента. Его Концертный парафраз на темы из оперы Верди «Риголетто» основан на знаменитом квартете, в музыке которого переплелись образы героев оперы.
«Шесть музыкальных моментов» Рахманинов написал осенью 1896 года. Этот цикл включает в себя шесть миниатюр, объединенных движением от трагедии к свету. Момент №4 ми минор отличается наибольшей драматичностью. Но зато следующие за ним моменты наполнены жизнеутверждающей энергией. Пьеса посвящена музыканту-этнографу Александру Затаевичу. Динамический, моторный характер этой миниатюры создает образ неудержимой энергии, ищущей выхода.
Композицию «Asventuras» для малого барабана соло в 2011 году написал композитор Алексей Герасимец. По мнению автора, название пьесы созвучно слову adventure (приключение) и в полной мере отражает его значение.
Еще один ударный номер программы – пьеса греческого композитора Жоржа Апергиса «Le Corps à Corps» (ближний бой) для зарба (персидского барабана), написанная в 1978 году. Тогда композитор начал создавать сочинения для инструмента и голоса. Тембр голоса, лексика, ударения, диалект, ритм речи, эмоции музыканта в сочинениях Апергиса становятся важными элементами яркого музыкального перфоманса.
Наталья Осинцева (фортепиано), 27 лет – ассистент-стажер Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста РСФСР, профессора Сергея Доренского). В данный момент – ассистент-стажер в классе проф. Андрея Писарева и Николая Луганского. Лауреат III премии XV International Piano Competition CIUDAD DE HUESCA (Испания, 2020). Лауреат II премии I Всероссийского конкурса имени М.С.Лебензон (Новосибирск, 2022). Лауреат III премии VIII Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко (Екатеринбург, 2023).
Фёдор Освер (гобой), 20 лет - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). Победитель III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2020). Победитель XII Международного конкурса Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2021). Лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Андрей Тарануха (ударные инструменты), 18 лет – выпускник Лицея Искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). С 2023 года – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Лауреат I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург, 2016). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва, 2016). Победитель IV Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах (Санкт-Петербург, 2022).
19 июня 2024 г. Начало концерта в 19.30
Г.Сочи, Олимпийский пр-т, 1. Зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус»
Стоимость билетов: 300 – 800 руб.
Телефон кассы: (862)23-86-777
Аудитория: 6+
21 июня 2024 г. Начало концерта в 18.00
Алупка, Ялта, Дворцовое ш., 18. Воронцовский дворец
Стоимость билетов: 600 – 1000 руб.
Телефон кассы: +7 (978) 018-56-74
Аудитория: 12+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96