11 октября. Солнечный Моцарт, ностальгический Дворжак: солируют флейта, кларнет и виолончель
11 октября, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских на программу цикла «Молодые исполнители России». Финалисты Всероссийского проекта «Река талантов», лауреаты международных конкурсов Александр Зайцев (флейта), София Сафронова (кларнет) и Ярослав Шмидт (виолончель) выступят с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром. В программе – знаменитые инструментальные сочинения Моцарта: Концерт №1 для флейты соль мажор и Кларнетовый концерт ля мажор; а также Концерт для виолончели си минор Дворжака. Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов.
Программу вечера откроет волшебная флейта Моцарта. Отношения с этим инструментом у него складывались сложно. Он считал, что у флейты недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Путь к примирению открыл Иоганн Баптист Вендлинг – флейтист придворного оркестра в Мангейме. Игра музыканта вдохновила композитора на создание сочинений для солирующей флейты. 1777-1778 годы Моцарт провел в Мангейме, где написал под заказ для некоего флейтиста-любителя несколько сочинений для флейты, в частности, Первый флейтовый концерт. Произведение написано в традиционной трехчастной форме (I.Allegro maestoso. II.Adagio non troppo. III.Rondeau: Tempo di menuetto) и в самой светлой, солнечной тональности – соль мажор. Соотношение сольной и оркестровой партий идеально выверено. Музыка возвышенно прекрасна, наполнена вдохновением юности и романтическими чувствами.
И снова Моцарт. И одно и его последних сочинений, написанное в 1791 году для известного австрийского кларнетиста-виртуоза Антона Штадлера – Концерт для кларнета ля мажор. Первоначально Концерт задумывался для бассетгорна, но почти сразу вошел в репертуар кларнетистов и был издан именно в таком варианте. В этом сочинении Моцарт использует практически весь звуковой диапазон, широкие интервальные скачки, арпеджированные пассажи; виртуозные возможности кларнета раскрываются не просто как демонстрация технического мастерства исполнителя, а как средство фактурного развития. Премьера в исполнении Штадлера состоялась в Праге 16 октября 1791 года. По отзывам публики, голос инструмента звучал так, что ему «не могло противостоять ни одно сердце». Единственный концерт Моцарта, написанный для солирующего кларнета, сегодня стал самым популярным сочинением в репертуаре кларнетистов.
«В этой музыке звучит ностальгический голос настоящего чеха», - писал один из биографов Антонина Дворжака. Концерт для виолончели си минор был написан композитором в 1895 году в Нью-Йорке, где он несколько лет работал в качестве директора Национальной консерватории. Премьера состоялась в марте 1896 года в Лондоне в исполнении Лео Стерна. Отзывы публики и коллег были самые восторженные. Сам Дворжак понимал, что создал нечто особенное: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный… это произведение доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке». Пронзительные по красоте мелодии и сложнейшие пассажи – сольная партия прописана так, чтобы подчеркнуть неподражаемую вокальную природу инструмента. Из всего, что создано для солирующей виолончели, этот Концерт считается самым известным и входит в репертуар ведущих виолончелистов мира.
Ярослав Шмидт (виолончель), 17 лет – студент Московской средней специальной школы (колледжа) им. Гнесиных (класс Заслуженного артиста РФ, доцента МГИМ Сергея Словачевского). Лауреат I премии IV Международного конкурса молодых исполнителей на виолончели и контрабасе им. Гнесиных «Cello-Bass» (Москва, 2022). Лауреат III премии Международного юношеского конкурса имени М. П. Мусоргского (Санкт-Петербург, 2022). Лауреат II премии Международного музыкального конкурса С.В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2023).
София Сафронова (кларнет), 23 года – студентка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Евгения Петрова). Лауреат II премии XIV Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Духовые и ударные инструменты» (2018). Полуфиналист конкурса Classic Winds (Дубай, 2023).
Александр Зайцев (флейта), 22 года – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженной артистки России, солистки Мариинского театра Марии Федотовой). С 2022 года – артист Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Лауреат 1 премии Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах (Уфа, 2021). Лауреат 2 премии Международного конкурса музыкального искусства имени А. К. Глазунова (Петрозаводск, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2023 года.
11 октября 2023 г. Начало концерта в 19.00.
Санкт-Петербург. Невский пр., 41. Дворец Белосельских-Белозерских
Стоимость билетов: 350 – 400 руб
Телефон кассы: +7 (812) 315-52-36
Аудитория: 6+
Бесплатные билеты для музыкальных школ
«Молодые исполнители России» - серия концертных выступлений молодых музыкантов с сольными программами или в сопровождении симфонического оркестра в рамках проекта «Высшие исполнительские курсы». Программа концертов и солисты определяются в результате Всероссийского отбора за месяц до концерта. В программе концертов известные сочинения классиков – серьезное испытание для солиста и настоящий подарок для взыскательного слушателя, дающий возможность почувствовать себя членом жюри конкурса международного класса.
«Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Подробная информация на сайте: www.spdm.ru по телефону: (812) 702-60-96