Одиннадцать молодых виртуозов, Романтизм и музыкальные редкости
18 февраля, в воскресенье, в 12.00, 14.00, 16.00 и 18.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в Зал органной и камерной музыки им.Алисы Дебольской (г.Сочи) на «Марафон романтических сонат». Четыре концерта «Музыкальной сборной России» пройдут в рамках XVII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.
Выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов: скрипачки Анна Савкина и Арсения Сибилёва, виолончелистка Мария Болконская, скрипачи Андрей Зубенко и Григорий Мирошник, виолончелист Илья Михайлов, альтист Арсений Захаров, пианисты Иван Кощеев, Виктор Николаев, Виталий Петров и Глеб-Иосиф Романчукевич.
18 февраля, в полдень, «Марафон романтических сонат» откроет сочинение Александра Алябьева. Он автор около 500 произведений разных жанров, среди них: оперы, водевили, духовные и светские хоры, романсы, симфоническая и камерная музыка, обработки песен. Однако слава к нему пришла благодаря лишь одному произведению – его знаменитому романсу «Соловей». Большая часть творчества композитора многие годы оставалась в рукописях. В концерте прозвучит Соната для скрипки и фортепиано ми минор, созданная в 1834 году.
Затем будет исполнена Соната №2 для фортепиано ля-бемоль мажор Карла Марии фон Вебера. Блестящий пианист-виртуоз, композитор и дирижер, главным делом своей жизни Вебер считал оперу. Но как истинный романтик, увлекался – работал в разных жанрах. А фортепианную музыку начал писать еще в детстве. Вторая фортепианная соната была написана в период с 1814 по 1816 годы, тогда композитор занимал пост директора оперного театра в Праге.
Продолжит тему немецкого романтизма Соната для скрипки и фортепиано фа минор ор.4 Феликса Мендельсона. Его называли «Моцартом XIX века» за филигранную технику стиля, ясность изложения и светлый характер музыки. Сочинение написано 14-летним композитором в 1823 году и посвящено другу и учителю Эдуарду Рицу. Фа-минорная соната считается наиболее популярной среди трех скрипичных сонат Мендельсона.
Сочинения исполнят лауреаты международных конкурсов: скрипачки Анна Савкина и Арсения Сибилёва, пианисты Иван Кощеев и Виктор Николаев.
В 14.00 марафон продолжит Сонатина №2 для скрипки и фортепиано ля минор Франца Шуберта, чьи произведения входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма. Автор большого количества камерных сочинений, симфоний и около 600 вокальных композиций, для скрипки он создал незначительное число опусов, но обойти вниманием этот инструмент не мог. Шуберт неплохо владел инструментом, природа скрипки была хорошо ему знакома, а ее «поющий» звук прекрасно соответствовал песенной сущности его музыкального языка. Ля-минорная сонатина Шуберта датирована мартом 1816 года.
Феликс Мендельсон, выдающийся композитор и прославленный пианист-виртуоз, начал публично выступать в 9-летнем возрасте. Среди его ранних работ (а сочинять Мендельсон начал лет с десяти) особое место занимают фортепианные сонаты. Большинство из них мало знакомо широкой публике. Между тем, это уже вполне зрелые сочинения, в которых проявляется стиль автора и его образный мир. В Сонате №1 для фортепиано ми мажор, написанной в 1826 году, автор сделал акцент на лирике.
Соната для виолончели и фортепиано соль минор – последнее прижизненно опубликованное сочинение Фридерика Шопена. Она была написана в 1846 году для виолончелиста Огюста Франкомма, с которым композитора связывала многолетняя дружба. Виолончельную сонату принято считать наименее «шопеновским» сочинением позднего периода из-за присутствия неоклассических тенденций. Такой «эксперимент» для самого композитора был нелегок – Соната писалась с большим трудом. Премьера состоялась в феврале 1848 года в Париже. Это было последнее публичное выступление Шопена.
Сочинения исполнят лауреаты международных конкурсов: пианисты Иван Кощеев и Виктор Николаев, виолончелист Илья Михайлов и скрипач Андрей Зубенко.
В 16.00 «Марафон романтических сонат» и музыкальных редкостей продолжит Соната для виолончели и фортепиано соль минор Ильи Лизогуба. Ее автор – дворянин, военный и талантливый музыкант-самоучка Илья Иванович Лизогуб – участвовал в Отечественной войне 1812 года, за участие в Бородинском сражении был награжден золотой шпагой. Считается, что его Соль-минорная соната, написанная в 1828 году, является первой русской сонатой для виолончели и фортепиано. Ее он посвятил генералу императорской армии и тоже музыканту-любителю Андрею Гудовичу.
Шесть сонат для скрипки и фортепиано были заказаны Веберу известным музыкальным издателем Иоганном Андре в качестве произведений для учебно-педагогического репертуара. В процессе работы композитор настолько увлекся, что не справился с техническим заданием, и издатель отказался их печатать: «Они слишком прекрасны, они должны быть более ординарны». В этих юношеских сонатах уже угадываются черты будущего стиля большого мастера. В программе прозвучит Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, сочинение 1810 года.
Фортепианные сонаты Франца Шуберта, являющиеся сегодня классикой репертуара, долгое время были непопулярны – по своему стилю они не соответствовали виртуозно-концертной музыке XIX столетия. Из большинства фортепианных циклов композитора при жизни было напечатано только три. Фортепианные пьесы Шуберта сравнивают с бесконечной и неповторимой импровизацией. В них много великолепных песенных лирических тем, гармонических и тембровых находок. В программе вечера прозвучит Соната №16 для фортепиано ля минор, написанная в мае 1825 года.
Сочинения исполнят лауреаты международных конкурсов: виолончелистка Мария Болконская, скрипачка Арсения Сибилёва, пианисты Виталий Петров, Иван Кощеев и Глеб-Иосиф Романчукевич.
В 18.00, приближаясь к финалу, программа начнется с исполнения Сонаты «Grand Duo» для скрипки и фортепиано ля мажор Шуберта. Камерно-инструментальная музыка композитора неразрывно связана с его песенным творчеством. И в этом сочинении, созданном в 1817 году, Шуберт раскрывает безграничные возможности и очарование скрипичной кантилены.
Камерно-инструментальное творчество Мендельсона мало известно широкой публике, в частности, его сочинения для виолончели. Им создано пять опусов для виолончели и фортепиано: сонаты, вариации и даже песня без слов. Соната №1 для виолончели и фортепиано си-бемоль мажор была написана в 1838 году, тогда маэстро руководил одним из лучших в Европе лейпцигским оркестром Гевандхауза. В статье, посвященной этой Сонате, Шуман писал, что «это самая прекрасная, ясно выполненная, своеобразная соната, какая когда-либо выходила из-под пера большого художника».
Соната для большого альта с оркестром (Соната «Gran Viola») была написана Никколо Паганини в 1834 году. Ее премьера состоялась в этом же году в Лондоне. Название связано с тем, что существовали альты разных размеров, и Паганини владел инструментом работы Страдивари, имевшим именно большие размеры. Есть и такая версия: для исполнения Сонаты был создан специальный пятиструнный альт (впоследствии утерянный) работы другого мастера.
Сочинения исполнят лауреаты международных конкурсов: пианисты Иван Кощеев и Виталий Петров, виолончелистка Мария Болконская, скрипач Григорий Мирошник и альтист Арсений Захаров.
Анна Савкина (скрипка), 29 лет – ассистент-стажер Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). Победительница Международного музыкального конкурса "Buchenau Spring" (Германия, 2018). Победительница Всероссийского конкурса молодых исполнителей, посвящённого 75-летию Казанской консерватории (2020). В настоящее время играет на скрипке Томмазо Балестриери 1752 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Арсения Сибилёва (скрипка), 22 года - студентка Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского (класс Заслуженного артиста РСФСР, профессора Сергея Кравченко). Победительница (Золотая медаль) XVIII Молодежных Дельфийских игр России (2018, 2019). Лауреат III премии IV Международного конкурса скрипачей им. Леонида Когана (Бельгия, 2020). В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера начала 18-го века Гаэтано Паста, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Дома музыки с 2020 года.
Мария Болконская (виолончель), 19 лет – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (классе профессор Алексея Васильева). Лауреат II премии Gnessin Kompetition for Young musicians (2017). Лауреат II премии Международного конкурса Odesa Music Olymp (2020). Лауреат II премии XIII Международного конкурса Гран-при «Золотые таланты» (2021). Лауреат I премии Всероссийского открытого юношеского конкурса им. Е.А.Мравинского (Санкт-Петербург, 2022).
Виталий Петров (фортепиано), 20 лет – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Обладатель 15 специальных призов XIX Международного конкурса “ Münchener Klavierpodium der Jugend “ (Германия, 2019). Обладатель Золотой медали III Берлинского Международного музыкального конкурса (Германия, 2019). Победитель Международного фортепианного конкурса “Clavis Saint Petersburg 2020” (Санкт-Петербург, 2020). Лауреат II премии и обладатель специального приза Международного фортепианного конкурса в Сан-Хосе (США, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Виктор Николаев (фортепиано), 28 лет – окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку (класс заслуженного артиста РФ, профессора Леонида Зайчика). В настоящее время ведёт специальный класс фортепиано в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова. Лауреат II премии Международного конкурса «Clavis» (Санкт-Петербург, Бавария, 2020). Лауреат I премии I международного конкурса «Elevato Piano» (Австрия, 2020). Лауреат I премии III международного конкурса «Интонация» (Россия – Франция, 2022).
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано), 22 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Павла Нерсесьяна, ассистента Алексея Набиулина). Стипендиат премии Президента РФ (2017). Стипендиат правительства Москвы (2017). Обладатель Гранта мэра Москвы (2016, 2018). Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (2015). Финалист III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (Москва, 2019).
Андрей Зубенко (скрипка), 23 года - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). Победитель (Золотая медаль) XVI Молодежных Дельфийских игр России и XII Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ (Екатеринбург, 2017). Финалист проекта "Река талантов" - 2021. В настоящее время играет на скрипке Джузеппе (Филиус Андреа) Гварнери 1719 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участник программ Дома музыки с 2016 года.
Григорий Мирошник (скрипка), 19 лет – учащийся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского мастерства (класс профессора Елены Чверток). Победитель и обладатель золотой медали Дельфийских игр России; Победитель Международного конкурса скрипачей имени Л. Ван Бетховена (Австрия); Победитель Международного конкурса lnterCordes (Франция); Победитель Международного Конкурса «Искусство 21 века» (Португалия) (2018). С 2021 года стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Арсений Захаров (альт), 21 год – студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по специальности «альт» (класс Заслуженного артиста РФ, доцента Романа Балашова). Обладатель Гран-при I Всероссийского конкурса юных композиторов и музыкальных журналистов имени Николая Метнера в номинации «Композиция» (2018). Лауреат II премии VII Губернаторского международного юношеского конкурса имени Валерия Гаврилина в номинации «Композиция» (2019). Лауреат I премии Международного конкурса композиторов имени Загира Исмагилова в номинации «Сочинения для оркестра» (2020).
Иван Кощеев (фортепиано), 29 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста России, профессора Андрея Диева), где с 2019 года является ассистентом-стажером в классе того же педагога. Лауреат II премии XVIII Международного конкурса имени Марии Юдиной среди солистов (Санкт-Петербург, 2017). Победитель и обладатель двух специальных призов XII Международного конкурса пианистов им. А. Алиевой (Франция – Швейцария, 2018). Лауреат II премии и обладатель приза зрительских симпатий 18 международного конкурса пианистов MozArte (Германия, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Илья Михайлов (виолончель), 23 года - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Александра Рудина). Лауреат II премии Всероссийского конкурса-фестиваля им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва, 2020). Лауреат III премии IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). С 2019 года является обладателем Гранта Президента РФ. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
18 февраля 2024 г. Начало концертов в 12.00, 14.00, 16.00, 18.00.
Г.Сочи, Курортный пр., д.32. Зал органной и камерной музыки им.Алисы Дебольской
Стоимость билетов: 600 – 1000 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Кирове, Ульяновске, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96