31
мая
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
300 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. С. Бах (1685-1750).
Чакона из Партиты №2 для скрипки соло ре минор

Н. Паганини (1782-1840). Каприсы для скрипки соло op.1
№24 ля минор - №23 ми-бемоль мажор

П. Чайковский (1840-1893).
Мелодия из цикла «Воспоминания о дорогом месте» op.42№3
Вальс-скерцо до мажор op.34

Е. Хубаи (1858-1937).
Фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен» op.3/3
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
II отделение

П. Чайковский (1840-1893).
Романс фа минор op.5
Пьесы op.72. №5 Размышление - №18 Приглашение на трепак

Ф. Шопен (1810-1849). Этюд си минор op.25 №10

Ф. Лист (1811-1886). Концертный этюд «Un Sospiro» ре-бемоль мажор S.144

C. Рахманинов (1873-1943).
Этюд-картина ре мажор op.39 №9

С. Прокофьев (1891-1953).
Соната №7 для фортепиано си-бемоль мажор op.83

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Доля (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у него Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) выдающийся итальянский скрипач Никколо Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. В сегодняшнем концерте прозвучат Каприс № 23 и Каприс № 24.  Каприсе № 23 ми-бемоль мажор (Posato – Степенно, спокойно) композитором сопоставлены два контрастных образа, передающих мужественность и лирику. Одна из самых известных пьес — Каприс № 24 (Quasi Presto) построено как тема с 11–ю вариациями, завершающимися финалом. Каприс № 24 считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующим от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.

Три скрипичные пьесы П.И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор. 34), «Размышление» и «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 1 и № 2) создавались в один период. Написаны они были, вероятно, по просьбе ученика Чайковского по консерватории, скрипача Иозефа Котека. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Н. Ф. фон Мекк, где гостил Чайковский. «Мелодия» – мягкая лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся теме, передает богатые оттенки возвышенного чувства. Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». 
Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была посвящена И. Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. 

Енё Хубаи фон Салатна — известный венгерский скрипач, композитор, педагог, ученик знаменитого виртуоза Й. Йоахима. Он побывал с концертами во многих странах Европы, а в 1890 году провел серию выступлений в Санкт-Петербурге. Е. Хубаи создавал сочинения не только для скрипки, им написаны симфонические произведения, а также несколько опер, среди которых – «Анна Каренина» (1914) по роману Л. Н. Толстого. Е. Хубаи обращался к творчеству европейских классиков, создавая фантазии на темы популярных сочинений. Наибольшую известность завоевала написанная композитором в 1876 году Фантазия (Fantaisie brillante) на темы оперы Ж. Бизе “Кармен” для скрипки и фортепиано, появившаяся вскоре после премьеры оперы в 1875 году. Одночастная композиция построена на самых популярных мелодиях – Хабанере, Куплетах Тореадора и др., но все они подчиняются основной теме судьбы, возникающей в начале пьесы и завершающей ее. Технически сложная, разнообразная по фактуре и штрихам, Фантазия стала достойным концертным продолжением оперы великого музыканта. Свое сочинение Е. Хубаи посвятил близкому другу – французскому композитору Анри Вьетану (1820-1881).

Осенью 1867 года П. И. Чайковский написал одну из первых фортепианных пьес — Романс фа минор ор. 5, представляющий собой образец лирической инструментальной кантилены. Романс был сочинен Чайковским в период его увлечения французской певицей Дезире Арто, гастролировавшей тогда в России, и посвящен ей. Основная тема пьесы характерна для мелодики композитора — распевная, широкого дыхания, изобилующая выразительными интонациями. Темы подобного типа часто будут встречаться в произведениях Чайковского. И как почти всегда, композитор вводит в пьесу в качестве контрастной середины активный, действенный эпизод, но в итоге все равно возвращаясь к первоначальному лирическому звучанию.

В 1893 году, незадолго до кончины, П. И. Чайковский создал свое последнее фортепианное сочинение — цикл «18 пьес ор.72», состоящий из программных разнохарактерных миниатюр, которые сопроводил названиями. Они дают возможность ощутить своеобразную биографичность пьес («Далекое прошлое», «Нежные упреки», «Элегическая песнь»), мимолетные ощущения («В манере Шумана», «В манере Шопена»), танцевальные сценки («Пятидольный вальс», «Мазурка для танцев»). Одной из самых известных в цикле стала пьеса «Размышление» («Méditation»), построенная на теме, близкой по характеру русской народной песне. Композитор раскрывает тончайшие оттенки мелодии, используя все богатство гармонических и полифонических приемов. Поражает нюансировка пьесы: Чайковский использует динамический диапазон от рррр до fff, стремясь детализировать каждый выразительный штрих миниатюры. Вторая пьеса, исполняемая в концерте, «Приглашение на трепак» завершает цикл. Она решена композитором как жанровая сценка из народной жизни; она же становится кульминацией всего сочинения. Композитор посвятил пьесы известным пианистам: «Размышление» – В. И. Сафонову (1852-1918), «Приглашение на трепак» – В. Л. Сапельникову (1868–1941).

Многие традиционные жанры предстают под пером выдающегося польского композитора Фредерика Шопена в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса преобразилась в сложнейший жанр, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Все 27 этюдов Шопена (они составляют две тетради опусов 10 и 25) пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны и разнообразны.  Этюд № 10 си минор  по характеру близок жанру баллады с его страстными порывами, множественностью человеческих переживаний, лирической повествовательностью и резкими звуковыми контрастами

В период 1845-49 годов выдающийся венгерский композитор и пианист Ф. Лист создает цикл из трех пьес, изданных в Париже как Trois caprices poétiques («Три поэтических каприса»), ныне известные как «Три концертных этюда». Они представляют характерное для Ф. Листа сочетание блестящей виртуозности и высокой художественной образности, обозначенное в названии каждой из пьес. Третья пьеса цикла «Un Sospiro» («Вздох») своеобразно выписана композитором: на трех нотоносцах представлены аккомпанемент и мелодия, звуки которой обозначены композитором для исполнения то правой, то левой рукой. Поклонники творчества Ф. Листа считают пьесу одним из самых красивых произведений для фортепиано, не случайно она сохранялась в репертуаре музыканта до последних дней. Весь опус композитор посвятил своему дяде – Э. Листу.

В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов. Этюд-картина № 9 Ре мажор Allegro moderate. Tempo di Marcia — единственная мажорная пьеса в цикле и в то же время самая многокрасочная. По словам композитора, здесь изображена «сцена на ярмарке и, кроме того, в ней есть черты восточного марша». Богатство интонаций дополняется колокольным звучанием, пронизывающим пьесу. 

Фортепианная соната № 7 Сергея Сергеевича Прокофьева была задумана композитором в 1939 году, когда, по свидетельству жены композитора, он прочитал книгу Ромена Роллана о Бетховене. На редкость точные, художественно емкие представления о музыке Бетховена, сформулированные писателем на страницах книги, повлияли на Прокофьева, обусловили тот творческий импульс, результатом которого стало создание нового произведения. Начатая тогда же, Соната была закончена только в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны и вскоре исполнена Святославом Рихтером. Пианист, передавая свое ощущение от этого сочинения, писал: «Соната бросает вас сразу в тревожную обстановку потерявшего равновесие мира. Царит беспорядок и неизвестность. Человек наблюдает разгул смертоносных сил. Но то, чем он жил, не перестает для него существовать. Он чувствует, любит. Полнота его чувств обращается теперь ко всем. Он вместе со всеми протестует и остро переживает общее горе. Стремительный наступательный бег, полный воли к победе, сметает все на своем пути. Он крепнет в борьбе, разрастаясь в гигантскую силу, утверждающую жизнь». Соната сразу завоевала признание, а композитору была присуждена Сталинская премия – первая из пяти, которыми будет отмечен Прокофьев на протяжении жизни.
С точки зрения музыкально-выразительных и технических приемов Соната № 7 считается одной из самых трудных у Прокофьева. Уже первая часть, задуманная автором в жестких, тревожных тонах, вызывает сложные музыкальные ассоциации. Ее главная партия - Allegro inquieto («Беспокойное аллегро») – содержит элементы и знаменитого бетховенского «мотива судьбы», и эпизода скачки крестоносцев из «Александра Невского», и очень важный для сонаты в целом элемент токкаты. Побочная партия (Andantino) рождается в интимно-лирической атмосфере русской песенности, незатейливая внешне, но с глубоким внутренним драматизмом. Сопоставление этих образов – то драматическое, то гротескное, где темы до неузнаваемости меняют облик, не дает возможности ощутить завершенность первой части, и она продолжается во второй части. Прокофьев вводит точное указание ее характера – Andante caloroso (то есть тепло). Композитор словно стремится к душевной гармонии и покою (не случайно тема проходит на фоне покачивающегося ритма колыбельной). Но и здесь неожиданно появляются отклики тем первой части, нарушающие звуковую гармонию. Финал сонаты (Precipitato – Очень быстро) по силе и натиску не знает себе равных в фортепианной литературе. Здесь вновь возникает токкатное движение. Композитор использует в данной части необычный ритм 7/8, мощную аккордику, рождающие образ стихии невероятной силы и энергии.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин