27
марта
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Д. Шостакович (1906-1975).
Адажио из балета «Светлый ручей» op.39

Д. Шостакович (1906-1975).
Концерт № 2 для скрипки с оркестром до-диез минор op.129

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
II отделение

Л. Шпор (1784-1859).
Концерт №1 для кларнета с оркестром до минор op.26

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)

М. Вайнберг (1919-1996).
Фантазия для виолончели с оркестром op.52

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – лауреат Всероссийского конкурса Андрей Колясников

IN ENGLISH

О программе концерта

Балетное творчество Д. Д. Шостаковича представлено тремя произведениями, созданными в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века: «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Они сюжетно связаны с актуальной для того времени производственной и сельскохозяйственной тематикой. Так, события  третьего из балетов (композитор определяет его как «комический»), разворачиваются в кубанском колхозе, называющемся «Светлый ручей», где его работники готовятся к празднику, на который должны приехать артисты из столицы. Знаменитое Adagio звучит в балете в первой картине, где показаны главные герои Зина («затейница», как она названа в либретто) и ее муж Петр. Значительная роль виолончели в этом эпизоде балета во многом определила его звучание в дальнейшем как самостоятельной концертной пьесы.
 
Скрипичный концерт № 2 до диез минор, созданный в последние, относительно спокойные годы жизни композитора, демонстрирует уже во многом философское отношение Д. Д. Шостаковича к действительности, к ее конфликтам и противостояниям. Композитор пишет Концерт в Доме творчества в Репино, где он часто уединялся в период активной работы над тем или иным сочинением. Создание Концерта показывает, насколько по-новому композитор решает для себя творческую задачу, одновременно сохраняя исторически сложившиеся жанровые черты. Первая часть, написанная в сложной форме (Moderato-Piu mosso-Allegretto-Piu mosso), построена как драматический диалог-размышление солиста и окружающей действительности, где солирующая скрипка безусловно преобладает. Здесь композитор использует темы из раннего сочинения (тема вступления звучала в поэме «Казнь Степана Разина»), цитирует в среднем разделе мелодию песенки «Купите бублики», проводит монограммы свою (DSCH) и выдающегося виртуоза Давида Ойстраха (DADSAH). Вторая часть Adagio обращается к миру субъективно-лирических переживаний, она наполнена аскетизмом, благородством и одновременно сердечной теплотой. Финал (Adagio-Allegro), без перерыва следующий за второй частью и начинающийся с медленного раздела, как бы подчеркивает естественность перехода от одного состояния к другому, тем более, что здесь начинают возникать уже знакомые темы первой части. Но следующий затем стремительный, с характерным для композитора гротесковым оттенком, динамичный раздел финала заставляет совершенно иначе осмыслит цикл в целом. В Концерте Шостакович демонстрирует использование приемов новаторской додекафонной техники, приобретающей у него не технический, но высокохудожественный смысл. К ее приемам композитор нередко обращается в произведениях этих лет. Начальная тема финала, построенная на 12-ти тонах, превращается в развернутую интонацию вопроса, ответом на который становится вся заключительная часть сочинения, которое композитор посвятил Д. Ф. Ойстраху.
 
Один из первых музыкантов-романтиков Людвиг (Луи) Шпор, немецкий скрипач, дирижер, композитор был известен как автор многих сочинений в разных жанрах. Особую популярность принесли ему 15 концертов для скрипки с оркестром и 4 концерта для кларнета, посвящённых знаменитому виртуозу И. С. Хермштедту (1778-1846). В первой трети 19 века кларнет был необычайно популярен и как сольный, и как оркестровый инструмент. Многими композиторами создавались концерты для кларнета, среди них – два знаменитых опуса К. М. Вебера. Концерт № 1 Шпора, написанный в 1808 году, расширяет в определенном смысле традиционную структуру инструментального концерта, в нем отчасти слышны и бетховенские элементы. Его быстрая, активная первая часть (Allegro) предваряется медленным вступительным Adagio, построенном на той же теме и обнажающем ее внутренний контраст. Необходимо отметить, что композитор здесь применил новый для своего времени прием – соло литавр в начале композиции. Миниатюрная вторая часть (Adagio) переключает действие в более камерную сферу, где солирующий кларнет звучит только в сопровождении скрипок и виолончелей. Стремительное Рондо завершает сочинение, но его окончание необычно: вместо активных жизнеутверждающих аккордов основная тема проходит в словно «затухающем» звучании, возвращая образы вступительного раздела Концерта.
 
Невероятно насыщенное и жанрово многообразное творчество композитора Мечислава (Моисея) Самуиловича Вайнберга стало заметным явлением в отечественном искусстве ХХ века. Им созданы симфонии и оперы, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка к кинофильмам и хоровые опусы; при этом все произведения отличает духовная красота, острота нравственных проблем, яркий музыкальный язык, высокий профессионализм. Выделяющийся несомненным мелодическим даром, М. С. Вайнберг создавал сочинения, пронизанные выразительными интонациями, идущими от славянской (русской и польской), а также еврейской песенности. Тесные связи соединили творчество композитора с музыкой Д. Д. Шостаковича, который оказывал ему активную жизненную и творческую поддержку. Современники отмечали, что «Шостакович восхищался безоговорочным талантом Вайнберга, без задней мысли ставя его на один уровень с собой». Фантазия для виолончели и оркестра ор. 52 была закончена композитором в 1953 году. Масштабное сочинение словно разворачивает перед слушателем последовательность выразительных картин, где нашлось место и философскому раздумью, и глубокой лирике, и бесконечной тоске, и драматическому накалу. Звучанию солирующего инструмента композитор придает исповедальные черты, и все произведение воспринимается как выразительный монолог героя.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин