27
января
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

К.Вебер (1786-1826). Концертино для кларнета с оркестром ор.26
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Иван Рогачёв (кларнет)

В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт №3 для скрипки с оркестром KV216
Солистка - лауреат международных конкурсов Яна Свистунова (скрипка)

II отделение

Д.Драгонетти (1763-1846). Концерт для контрабаса с оркестром Ля мажор

Солист – лауреат международных конкурсов
Айнур Зайни (контрабас)

Т.Маюдзуми (1929-1997). Концертино для ксилофона с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Владислав Черкашин (ксилофон)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

 

О программе концерта

В наследии немецкого композитора-романтика Карла-Марии фон Вебера произведения для кларнета играю важную роль; им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течении одного, 1811 года. Важное место среди них отводится Концертино для кларнета с оркестром Ми-бемоль мажор. Создание Вебером сочинений для кларнета было во многом обусловлено дружбой с исполнителем-виртуозом Генрихом Бёрманом, который открыл композитору великолепные возможности кларнета. Вебер охотно включал кларнет в свои партитуры, поручая ему выразительные соло в оперных и симфонических опусах. Концертино (небольшой концерт) Ми-бемоль мажор обнаруживает целый ряд особенностей, характерных уже для романтического искусства: оно написано как масштабная одночастная композиция с внутренне контрастными разделами (1. Adagio ma non troppo. 2. Andante. 3. Allegro). Основные темы Концертино построены на интонациях немецких народных песен, естественно определивших особенности музыкального языка композитора во всех его сочинениях. В произведении очевидно стремление Вебера к созданию свободной, фантазийной композиции, столь значимой в творчестве всех романтиков.
Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных составов, отражающих блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывающих художественные и технические возможности инструмента.
Пять концертов для скрипки с оркестром были написаны девятнад­цатилетним композитором в течение одного 1775 года. Они передают стремительный взлет исполнительского искусства Моцарта. О его высоком уровне свидетельствуют строки из письма Леопольда Моцарта к сыну: «Ты сам не подозреваешь, как ты хорошо играешь на скрипке; стоит тебе самому себя оценить по достоинству, стоит тебе вложить в свою игру отделку, сердечность и дух, право, ты был бы первым скрипачом в Европе».
Моцарт, блестяще овладевший искусством скрипичной игры, формирует во всех концертах, в том числе и в Концерте № 3, классическую трехчастную структуру. В концерт входит сонатное аллегро (Allegro), лирическая медленная часть (Adagio) и заключительное рондо (Rondo. Allegro), что позволяет композитору опираться на интонации бытовой и танцевальной австрийской музыки. Красота и изящество тем, смена разнохарактерных эпизодов, яркое импровизационное начало, художественное совершенство сольной партии определили существеннейшие черты скрипичного концерта, вошедшего в золотой фонд современного скрипичного репертуара.
Тоширо Маюдзуми принадлежит к числу японских композиторов, искусство которых стало достоянием мировой музыкальной культуры. Он учился в Японии, затем в Парижской консерватории, сотрудничал со многими крупными деятелями, среди которых, например, Морис Бежар (с ним Маюдзуми работал над балетом «Кабуки. История 47 самураев», создавал сочинения в традициях иных национальных культур (в 1948 году им была написана Rumba Rhapsody). Концертино для ксилофона с оркестром (1965) является одним из самых популярных сочинений, когда-либо написанных для ударных. Произведение включает три традиционные части (1. Allegro vivace. 2. Adagietto. 3. Presto), где динамика и напор крайних частей уравновешиваются контрастной средней частью, в основу которой положена выразительная японская мелодия.
Доменико Драгонетти — известный в свое время итальянский контрабасист и композитор, превративший свой инструмент, до того времени выполнявший вспомогательную ансамблевую или оркестровую роль, в подлинно концертный. С Драгонетти во многом начинается и история переложений произведений для контрабаса, где среди первых, выполненных Драгонетти, значатся несколько органных фуг И.- С. Баха (контрабасу в этом ансамбле поручалась партия ножной клавиатуры органа). Драгонетти создан ряд сочинений для контрабаса, в числе которых — известный Концерт Ля мажор (1. Allegro moderato. 2. Andante. 3. Allegro guisto), стилевые черты которого выдают в авторе поклонника музыки венских классицистов. Богатый образными оттенками, мастерством в соединении партии солиста и сопровождения, Концерт важен и с точки зрения формирования широкого спектра выразительных приемов игры на инструменте. Например, в средней части основную тему композитор излагает двойными нотами, показывая особые кантиленные возможности инструмента. Обращают на себя внимание виртуозные пассажи, богатство штрихов, скрытое двухголосие в проведении тем, сбалансированность звучания, ставшие во многом образцовыми для последующих концертных сочинений.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Владислав Черкашин