26
июня
Среда
20:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Вечер инструментальных миниатюр

«Эхо природы»

I отделение

Г. Форе (1845-1924).
Романс «Пробуждение» из Трех песен op.7 №1
(исполняется на тромбоне)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владислав Щербаков (тромбон)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

К. Дебюсси (1862-1918).
Первая рапсодия для кларнета и фортепиано соль-бемоль мажор L116

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

А. Дворжак (1841-1904).
«Лесная тишь» из цикла «Из Богемского леса» op.68 №5 B.173

Г. Форе (1845-1924).
«Бабочка» для виолончели и фортепиано op.77

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Мария Болконская (виолончель)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

К. Дебюсси (1862-1918).
«Эстампы», сюита для фортепиано L100
Пагоды – Вечер в Гренаде – Сады под дождём

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

К. Дебюсси (1862-1918) – А. Роэленс.
«Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»для фортепиано L.75
(переложение для скрипки и фортепиано)

К. Дебюсси (1862-1918) – Я. Хейфец.
«Прекрасный вечер» для голоса и фортепиано L.6
(переложение для скрипки и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)
II отделение

Ф. Шуберт (1797-1828) – Ф. Лист.
12 песен, фортепианные транскрипции S.558
№7 – Весеннее упование (Frühlingsglaube)
№2 – Баркарола (Auf dem Wasser)

П. Чайковский (1840-1893).
«Времена года» op.37bis
№3 – Март. Песня жаворонка 
№4 – Апрель. Подснежник
№5 – Май. Белые ночи
№6 – Июнь. Баркарола
№10 – Октябрь. Осенняя песня
№11 – Ноябрь. На тройке
№ 12 – Декабрь. Святки

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Доля (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Романс «Пробуждение» («Я видел сон, и в нем твой образ светлый») принадлежит к числу произведений, о которых музыковед Р. Дюмениль писал: «Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная!» Тесно связанный с салоном Полины Виардо, Форе создал для певицы много романсов на стихи французских поэтов. Среди них особое место заняло «Пробуждение», с первого же исполнения поразившее слушателей возвышенностью, особой мелодической красотой, выразительной лиричностью. Почти сразу же после написания романса музыканты стали создавать его переложения для разных инструментов (в частности, тромбона) и инструментальных составов, всегда стремясь сохранять изначальную свежесть и неповторимость вокального звучания.
 
 В 1909 году композитор, основоположник французского музыкального импрессионизма Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, исполненной на экзамене в консерватории. Через год автор оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
 
Антонина Дворжака называют, наряду с Б. Сметаной, классиком чешской музыки. Он является создателем произведений многих жанров, широко претворяющим в своем творчестве особенности фольклора разных народов. В его музыке, наряду с интонациями чешских песен и танцев, отчетливо слышны польские, словацкие, украинские мотивы. Среди сочинений А. Дворжака особую известность приобрели опусы для виолончели, в том числе знаменитый Концерт и ряд самостоятельных пьес. В 1883 году композитор создает цикл «Из Богемского леса» для фортепианного дуэта, шесть пьес которого раскрывают впечатления композитора от бесконечно прекрасной природы края. Пятая пьеса цикла, трогательная «Лесная тишь» была впоследствии аранжирована автором для виолончели и фортепиано (1891) и для виолончели с оркестром (1893), что привнесло в музыкальное звучание новые оттенки.
 
Г. Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо (1821–1910), где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства; в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора — разнохарактерные инструментальные пьесы, к которым относится и «Бабочка» для виолончели и фортепиано, написанная в 1885 году. Яркая зарисовка, поражающая своей внешней легкостью и невесомостью, в действительности является технически трудной, виртуозной пьесой, доступной лишь подлинным профессионалам.
 
Фортепианный цикл «Эстампы», созданный Клодом Дебюсси в 1903 году, в значительной степени отражает художественный стиль музыканта. Звукопись, тончайшие краски, особая красота музыкального письма позволяют воспринимать пьесы цикла почти как живописные полотна. «Пагоды» вводят слушателя в экзотический мир, воссоздаваемый посредством обращения композитора к пентатонике; «Вечер в Гранаде» воссоздает атмосферу душной ночи в Андалузии; «Сады под дождем» воспринимались современниками как картинка парижских садов, но замысел ее шире: не случайно здесь слышны отзвуки колоколов. Последняя пьеса любопытна еще и как редкий образец цитирования Дебюсси фольклорных образцов.
 
«Бергамасская сюита» для фортепиано, законченная Клодом Дебюсси в 1905 году, – одно из самых популярных сочинений композитора. Ее название происходит, вероятно, от древнего итальянского города Бергамо, расположенного в предгорьях Альп. Интересно также, что термин встречается у французского поэта Поля Верлена («masques et bergamasques»). Сюита включает четыре пьесы: Прелюдия, Менуэт, Лунный свет, Паспье. Композитор в данном цикле словно обращается к музыке прошлого, но последовательность старинных танцев нарушается пьесой необычайной красоты — ноктюрном «Лунный свет». Считается, что источником пьесы стало стихотворение П. Верлена с тем же названием, в действительности же все происходило наоборот: поэт, вдохновленный звучанием, создал несколько четверостиший, в первом из которых звучит строка: «Печальный, дивный антураж старинной бергамаски». Музыкальный пейзаж «Лунный свет» раскрывает перед слушателем морскую гладь, богатую игру красок, подчеркивает созерцательное настроение.  Аранжировку пьесы для различных составов и инструментов осуществляли многие музыканты, в том числе Л. Стоковский, А. Капле и др. Сделанная в 1924 году американским композитором Александром Роэленсом аранжировка «Лунного света» для скрипки и фортепиано завоевала особую известность, благодаря исполнению пьесы выдающимися скрипачами Я. Хейфецем и Д. Ойстрахом.
 
Вокальную миниатюру «Прекрасный вечер» на стихи французского поэта Поля Бурже (1852–1935) К. Дебюсси написал в 1880 году в возрасте 18 лет, сделав позднее ее редакцию. «Прекрасный вечер» – еще один звуковой лирический пейзаж композитора, где он с поразительным колористическим богатством и неповторимым изяществом раскрывает человеческие ощущения. Яша Хейфец сделал переложение миниатюры, превратив ее, благодаря тембру скрипки, в волшебную звуковую картину.
 
Жанр транскрипции занимал значительное место в творчестве выдающегося венгерского пианиста и композитора Ференца Листа. Он обращался к произведениям разных жанров всех ведущих европейских музыкантов, заставляя фортепиано в транскрипциях симфонических произведений звучать как оркестр или «петь» при обращении к вокальным опусам. К вокальным миниатюрам немецкого композитора Франца Шуберта венгерский пианист обращался особенно часто, введя в концертную практику свыше 50 фортепианных обработок. Цикл транскрипций «Двенадцать песен Шуберта» композитор пишет в 1838 году. С вокальными оригиналами Лист обращается достаточно свободно, создавая на их основе развернутые инструментальные полотна. В программу сегодняшнего концерты включены два номера цикла – № 7 «Весеннее упование» и № 2 «Баркарола». Обе представляют собой программные фортепианные пьесы–пейзажи, наполненные песенностью и богато оформленные сложной фортепианной фактурой.
 
Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан П. И. Чайковскому в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Картинность и в то же время философское раздумье отмечается в пьесе «На тройке», а завершается цикл праздничной картинкой «Святки».

3. "Песнь жаворонка". Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков.

4. "Подснежник". Апрель:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков.

5. "Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет.

6. "Баркарола". Июнь:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев.

10. "Осенняя песнь". Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой.

11. "На тройке". Ноябрь:
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши."
Н.А.Некрасов.

12. "Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
В.А.Жуковский.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин