26
июня
Понедельник
19:00
2023
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
К 190-летию Иоганнеса Брамса
I отделение

И. Брамс (1833-1897).
Соната №2 для скрипки и фортепиано ля мажор op.100 
Соната №3 для скрипки и фортепиано ре минор op.108 

Соната №1 для скрипки и фортепиано соль мажор op.78

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Филипп Копачевский (фортепиано)

КОНЦЕРТ ПЕРЕНЕСЕН С 24 МАЯ.
Билеты, приобретенные на концерт 24 мая, действительны

Доступно приобретение льготных билетов на Ярмарке 6 июня

IN ENGLISH

О программе концерта

В инструментальном наследии немецкого композитора Иоганнеса Брамса сонаты играют важную роль; композитор создавал сочинения для разных инструментов, в каждом случае привнося нечто новое в традиционный жанр. Три скрипичные сонаты — значительный шаг на этом пути, раскрывающий особенности замысла произведений как дуэта двух равноправных инструментов. Соната № 1 была создана композитором в 1879 году, здесь со всей отчетливостью проявляется связь Брамса с песенной лирикой Ф. Шуберта. Скрипка, становясь своеобразным эквивалентом человеческого голоса, ведет свою партию в соотношении с мужественным, фактурно наполненным аккомпанементом, и каждая из трех частей воспринимается как вокально–инструментальная поэма. Данное ощущение усиливается еще благодаря тому, что Соната пронизана интонациями вокальных миниатюр самого Брамса, а в качестве основной темы финала им использована собственная «Песня дождя» (ор. 59 № 3). Первая часть Сонаты (Vivace ma non troppo) основывается на прекрасной начальной теме, одной из самых выразительных у композитора, неоднократно возвращающейся на протяжении части. Образы второй части (Adagio) складывались под впечатлением трагического события — смерти Феликса Шумана, сына Роберта и Клары Шуман, с которым Брамс был очень близок. Это обстоятельство определило введение в среднем разделе «траурного шествия». Третья часть (Allegro molto moderato) соединяет в себе активное, динамичное движение с изобразительными элементами (пунктирный ритм «мотива дождя», рожденного образами песни).

Соната № 2, написанная композитором в 1886 году, принадлежит к числу наиболее исполняемых сочинений для скрипки. Для слушателей становятся очевидными подчеркнутая камерность звучания, где опора делается на песенность, проявляющуюся не только в характере тем, но и в певучести фактуры сочинения. В одной из частей композитор использовал тему своей песни «Звучат нежней свирели». Первая часть (Allegro amabile) соединяет две разнохарактерные темы, приобретающие в процессе развития множество оттенков, в передаче которых на-равных участвуют оба инструмента. Вторая часть сопоставляет характерную для Брамса немецкую песенную тему-наигрыш (Andante tranquillo) и быструю, скерцозную тему-танец (Vivace), здесь действие переводится из сферы драматических переживаний в мир простых чувств и настроений. Но они возвращаются в третьей части, несмотря на ремарку композитора Allegro grazioso (quasi Andante), где преобладают мужественные и вдохновенные черты.

Из трех сонат для скрипки и фортепиано Соната № 3 (1886-1888) выделяется, как наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Первая часть Allegro, с его контрастными темами-образами приходит в конце к просветленному звучанию; вторая часть Adagio воспринимается как нечто величественное и возвышенное; третья часть Un poco presto e con sentimento демонстрирует характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; четвертая часть Presto agitato, самая масштабная в Сонате, обнаруживает скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале. Сонату № 3 композитор посвятил знаменитому пианисту Гансу фон Бюлову (1830–1894).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Филипп Копачевский