ссылка будет доступна 25 ноября в 15.00 (Прага), 17.00 МСК
Х. Трнечек. (1858-1914).
Фантазия на темы симфонической поэмы «Влтава»
из цикла Б. Сметаны «Моя Родина» для арфы соло, op. 45
Екатерина Дворецкая (арфа)
Б. Сметана (1824-1884).
Концертный этюд «На морском берегу (Воспоминание)» op.17
Фуриант из цикла «Чешские танцы» op.112/05
Евгений Савельев (фортепиано)
Л. Яначек (1854-1928) – Я. Штедрон.
«Романс» для скрипки и фортепиано
Л. Яначек (1854-1928) - Я. Крейчи.А. Немцова
Allegro для скрипки и фортепиано
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
А. Скрябин (1872-1915).
Соната №2 для фортепиано (Соната-фантазия) op.19
Тимофей Доля (фортепиано)
М. Мусоргский (1839-1881) – В. Минеев "Картинки с выставки"
(переложение для саксофона и фортепиано)
Избушка на курьих ножках (Баба-яга ) -
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)
Владислав Минеев (саксофон)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
А. Дворжак (1841-1904).
"Лесная тишь" из цикла «Из Богемского леса»
для виолончели и фортепиано op.68№5
Рондо соль минор для виолончели и фортепиано op.94
Василий Степанов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
С. Прокофьев (1891-1953). Соната №7 для фортепиано op. 83
II.Andante caloroso – III. Precipitato
Владислав Федоров (фортепиано)
Исполняет
ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)
О программе концерта
«В музыке – жизнь чехов»
Бедржих Сметана
Основоположник национальной композиторской школы Чехии Бедржих Сметана завоевал мировую известность как композитор, пианист и дирижер. В своем творчестве он активно использовал национальные песенные и танцевальные мелодии, воплощая в сочинениях богатый образный мир своего народа. Б. Сметана был первым европейским композитором, обратившимся вслед за Ф. Листом, к жанру симфонической поэмы, создав в 1874–1879 годах программный цикл из шести симфонических поэм «Моя Родина». Вторая поэма «Влтава» воспевает реку, на берегах которой раскинулась Прага, и которую чехи считают символом родной земли. Композитором оставлены наброски программы сочинения, где он раскрывает сюжетное развитие событий: «Это сочинение рисует путь Влтавы. Оно подслушивает ее два первых истока, холодный и теплый, следует затем к месту объединения двух ручьев и по течению Влтавы — по широким лугам и рощам, по равнинам, где жители как раз справляют веселый праздник. В серебристом свете луны русалки водят хороводы, высятся гордые крепости, замки и славные руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится и ярится на Святоянских порогах, течет широким потоком далее к Праге, крепость Вышеград внезапно вырастает на ее берегу. Влтава величественно стремится дальше, исчезает из виду и наконец вливается в Лабу (прим. славянское название реки Эльбы)». Поэма «Влтава» стала одной из самых популярных в цикле, многие называют ее неофициальным чешским национальным гимном. Чешским композитором и арфистом Хансом Трнечеком была написана Фантазия на темы симфонической поэмы «Влтава» для арфы соло, вошедшая в репертуар многих арфистов мира.
В конце 1850 годов Б. Сметана принимает приглашение работать в Гетеборге (Швеция), где занимает должности пианиста, хормейстера и дирижера Филармонического общества. Среди сочинений, созданных в этот период, – Четыре концертных этюда, из которых самым известным станет этюд «На берегу моря» («Воспоминание»), написанный с виртуозным размахом. На фоне арпеджио, воссоздающих картину бушующего моря, проводится прекрасная мелодия. Композитор любил этот этюд и с успехом исполнял его в концертах, неизменно вызывая восторг слушателей.
В 1879 году Б. Сметана создает один из лучших фортепианных циклов «Чешские танцы», включив в него 10 пьес и воплотив любимые национальные образы. В одних пьесах он использовал подлинные фольклорные темы, в других искусно имитировал народное звучание, обогатив цикл яркими программными опусами («Курочка», «Соуседска», «Овес» и др.). Пьесы демонстрируют высокий уровень пианизма Б. Сметаны, достигшего высот виртуозного мастерства. Одна из пьес Фуриант (Presto) представляет собой блестящую, темпераментную пьесу, построенную на характерном для данного танца сочетании двухдольности и трехдольности. Она воспринимается как выразительный мужской портрет (по-чешски furiant — гордец).
Леош Яначек – представитель чешской национальной композиторской школы. Он продолжил традиции Б. Сметаны и А. Дворжака, став автором сочинений разных жанров, отражающих уже традиции ХХ века. Многие произведения композитора были связаны с русской культурой; им написаны оперы «Катя Кабанова» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») и «Из мертвого дома» (по «Запискам из мертвого дома Ф.М. Достоевского), симфоническая рапсодия «Тарас Бульба» (по Н.В. Гоголю) и другие сочинения. Камерно-инструментальные опусы Л. Яначека включают произведения для разных составов, в том числе для скрипки. В программу концерта включены две пьесы композитора. «Романс» для скрипки и фортепиано был написан автором в 1879 году как упражнение по композиции для Оскара Пауля, своего учителя. В романтической пьесе последовательно представлены нежная лирика, драматическое напряжение, трогательное раздумье, которые передаются выразительным диалогом солирующей скрипки и вторящего ей фортепиано. Редакция данного сочинения была выполнена Я. Штедроном.
Пьеса Allegro создавалась композитором в 1924 году для флейты-пикколо, глокеншпиля (разновидность металлофона) и барабана, но осталась незаконченной. Чешские музыканты Я. Крейчи и А. Немцова завершили пьесу, осуществив редакцию сочинения для дуэта скрипки и фортепиано. Лаконичные «флейтовые» интонации, формирующие основную тему, переменчивый метр, постоянная смена состояний рождают ощущение музыкального калейдоскопа, в котором причудливо меняются пестрые картинки.
Жанр фортепианной сонаты занимает важное место в наследии Александром Николаевичем Скрябина, в нем композитор проявил себя как смелый новатор, переосмысливший традиционный подход и создавший галерею произведений, каждое из которых становится новым словом в развитии европейского фортепианного искусства. Соната № 2 соль диез минор ор.19 была написана в начале 1890-х годов. Композитор посвятил ее Наташе Секериной, которой был тогда увлечен. Скрябин определил свое лирическое сочинение как «Соната–фантазия», подчеркнув тем самым ее выход за рамки привычного цикла и определив особенность ее образного решения. Две части Сонаты (Andante и Presto) соединены по принципу контраста: лирика с оттенком пейзажности первой части сменяется стремительным, тревожным движением финала.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В сюите сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты – единственное в классической музыке. Владиславом Минеевым сделано переложение двух пьес из этого цикла для саксофона и фортепиано, и в его исполнении они прозвучат сегодня в концерте.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках, но Мусоргский предпочел показать образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы».
10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества.
Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак, автор сочинений в разных жанрах, среди которых особую известность приобрели сочинения для виолончели, в том числе знаменитый Концерт и ряд самостоятельных пьес. В 1883 году композитор создает цикл «Из Богемского леса» для фортепианного дуэта, 6 пьес которого раскрывают впечатления композитора от бесконечно прекрасной природы края. Пятая пьеса цикла, трогательная «Лесная тишь» была впоследствии аранжирована автором для виолончели и фортепиано (1891) и для виолончели с оркестром (1893), что привнесло в музыкальное звучание новые оттенки.
Рондо для виолончели и фортепиано было написано А. Дворжаком в 1891 году. Свойственная композитору опора на разнохарактерные фольклорные интонации со всей очевидностью проявилась и в Рондо. В основу пьесы в качестве рефрена (ведущей темы) композитором положена мелодия, которая хотя и сопровождается указанием Allegro gracioso (грациозное аллегро), но содержит драматический элемент. Рефрен проводится на протяжении пьесы несколько раз, чередуясь то со скерцозными, то с лирическими эпизодами.
Фортепианная соната № 7 Сергея Сергеевича Прокофьева была задумана композитором в 1939 году, когда, по свидетельству жены композитора, он прочитал книгу Ромена Роллана о Бетховене. На редкость точные, художественно емкие представления о музыке Бетховена, сформулированные писателем на страницах книги, повлияли на Прокофьева, обусловили тот творческий импульс, результатом которого стало создание нового произведения. Начатая тогда же, Соната была закончена только в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны и вскоре исполнена Святославом Рихтером. Пианист, передавая свое ощущение от этого сочинения, писал: «Соната бросает вас сразу в тревожную обстановку потерявшего равновесие мира. Царит беспорядок и неизвестность. Человек наблюдает разгул смертоносных сил. Но то, чем он жил, не перестает для него существовать. Он чувствует, любит. Полнота его чувств обращается теперь ко всем. Он вместе со всеми протестует и остро переживает общее горе. Стремительный наступательный бег, полный воли к победе, сметает все на своем пути. Он крепнет в борьбе, разрастаясь в гигантскую силу, утверждающую жизнь». Соната сразу завоевала признание, а композитору была присуждена Сталинская премия – первая из пяти, которой будет отмечен Прокофьев на протяжении жизни. С точки зрения музыкально-выразительных и технических приемов Соната № 7 считается одной из самых трудных у Прокофьева. Уже первая часть, задуманная автором в жестких, тревожных тонах, вызывает сложные музыкальные ассоциации. Ее главная партия – Allegro inquieto («Беспокойное аллегро») – содержит элементы и знаменитого бетховенского «мотива судьбы», и эпизода скачки крестоносцев из «Александра Невского», и очень важный для сонаты в целом элемент токкатности. Побочная партия (Andantino) рождается в интимно-лирической атмосфере русской песенности, незатейливая внешне, но с глубоким внутренним драматизмом. Сопоставление этих образов – то драматическое, то гротескное, где темы до неузнаваемости меняют облик, не дает возможности ощутить завершенность первой части, и она продолжается во второй части. Прокофьев вводит точное указание ее характера – Andante caloroso (то есть тепло). Композитор словно стремится к душевной гармонии и покою (не случайно тема проходит на фоне покачивающегося ритма колыбельной). Но и здесь неожиданно появляются отклики тем первой части, нарушающие звуковую гармонию. Финал Сонаты (Precipitato – Очень быстро) по силе и натиску не знает себе равных в фортепианной литературе. Здесь вновь возникает токкатное движение. Композитор использует в данной части необычный ритм 7/8, мощную аккордику, рождающие образ стихии невероятной силы и энергии.
Профессор З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин