24
августа
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
500-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

К. Дебюсси (1862-1918) – А. Ренье  – К. Эрдели. Две арабески L.66

К. Дебюсси (1862-1918) – К. Эрдели.
«Девушка с волосами цвета льна»

К. Дебюсси (1862-1918). Два танца для арфы и струнного оркестра L.103

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Екатерина Дворецкая (арфа)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля

К. Дебюсси (1862-1918). Соната для скрипки и фортепиано соль-минор L. 140

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля

К. Дебюсси (1862-1918). Остров радости L106

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Доля (фортепиано)
II отделение

К. Дебюсси (1862-1918) – В. Давид. Рапсодия для саксофона-альта с оркестром L.98

Исполняет
Владислав Минеев (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля

К. Дебюсси (1862-1918). Сюита “Pour Le Piano”, L. 95C

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

К. Дебюсси (1862-1918). Соната для виолончели и фортепиано ре-минор L135

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова

IN ENGLISH

О программе концерта

«Две арабески» для фортепиано Клод Дебюсси создал в 1888 году. Название «арабеска» неоднократно использовалось композиторами для небольшой пьесы изящного характера, с узорчатой фактурой и богато орнаментированным, «кружевным» мелодическим рисунком. Ранние пьесы, созданные К. Дебюсси, с одной стороны, стали отражением интереса композитора к музыке эпохи барокко, о которой он писал: «Это был век “чудесных арабесок”, когда музыка подчинялась законам красоты, вписанным в движения самой Природы». В то же время пьесы несут на себе черты влияния музыки Ф. Листа (в первой Арабеске) и Р. Шумана (во второй Арабеске). Первая пьеса (Andantino con moto) нетороплива по характеру, в ней отчетливо переданы образы природы. Вторая пьеса (Allegretto scherzando) контрастна по характеру, она наполнена шутливыми, грациозными интонациями, передавая обозначенный автором характер скерцозности. Переложение пьес было впервые выполнено известной французской арфисткой Анриеттой Ренье. Позднее выдающаяся отечественная исполнительница Ксения Эрдели, народная артистка СССР, известная, как автор переложений для арфы многих сочинений, осуществила редакцию «Двух арабесок» К. Дебюсси.

В фортепианном наследии Клода Дебюсси особую известность приобрел цикл из 24 прелюдий, созданный в двух тетрадях соответственно в 1910 и 1913 годах. Прелюдии композитора стали одним последних этапов развития этого жанра в европейской музыке, и все они решены как программные пьесы, названия которых К. Дебюсси помещает, вопреки традиции, не перед произведением, а после его окончания. Источниками для композитора в этом цикле стали образы природы («Паруса», «Ветер на равнине»), произведения изобразительного искусства («Дельфийские танцовщицы») и литературы («В знак уважения С.Пиквику…»). В каждой из своих пьес композитор демонстрирует высокое мастерство образно-звуковых характеристик, умение передать мгновенно схваченное впечатление. Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» (первая тетрадь, № 8) относится к типу прелюдии-портрета, где средствами музыки воплощается бесконечно прекрасный, ускользающий идеал женской красоты. Фактура фортепианной партии отличается особой, почти акварельной прозрачностью, передавая образы светлой мечтательности. Это свойство сохраняется и в переложении прелюдии для арфы и фортепиано, выполненном К. Эрдели.

Среди опусов Клода Дебюсси выделяются сочинения, так или иначе связанные с танцевальной музыкой, в том числе русской. Некоторое время Дебюсси был домашним пианистом Н.Ф. фон Мекк, сопровождал ее в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 годах посетил Россию, где им, в частности было сделано переложение трех танцев из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Два танца для арфы и струнного оркестра были написаны К. Дебюсси в 1904 году и относятся к произведениям концертного жанра. В них на первый план выходит звучание сольного инструмента, изящный оркестр выполняет скромную роль сопровождения. Танцы имеют названия: «Danse Sacree et Danse Profane» («Священный танец и Светский танец»). Строгому по мелодике и сдержанному по фактуре, несколько мистическому «Священному танцу» с его простым ритмическим рисунком и выразительной, но лишенной традиционной арфовой виртуозности сольной партии противостоит «Светский танец». Трехдольный вальсовый размер, арпеджированные пассажи арфы создают образ блестящего танца, поданного во всей своей богатой «импрессионистической» красоте.

Соната для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси – одно из немногих его камерно-инструментальных сочинений, в музыке которых слушатели отмечают тончайшие оттенки настроений, необычную колористичность мелодики и гармонии. Создатель крупных театральных сочинений (опера «Пеллеас и Мелизанда», 1902), ярких, почти живописных оркестровых пьес (Три симфонических эскиза «Море», 1905), Дебюсси и в камерном произведении – Сонате для скрипки с фортепиано, написанной незадолго до смерти (1917), сохраняет основные черты своего новаторского стиля. С Сонатой связано последнее публичное выступление композитора: в мае 1917 года автор исполнил сочинение в ансамбле со скрипачом Г. Пуле. В целом Соната принадлежит к числу немногих произведений композитора, написанных в классической форме. Три части (1. Allegro vivo, 2. Интермедия, 3. Финал) по-новому интерпретируют традиционные этапы сонатного цикла: в первой части преобладает повествовательный оттенок, немного печальный и трогательный, лишь к концу достигающий энергичной мужественности; вторая часть — характерное для композитора скерцозное звучание, наполненное изысканной гармонией и подвижной ритмикой; третья часть проста и безыскусна. Композитор писал тогда в одном из писем, что Соната «в силу очень человеческого противоречия полна веселого возбуждения. Не доверяйте в будущем произведениям, которые кажутся парящими в небе, — зачастую они коснеют во мраке угрюмого мозга. Таков финал этой сонаты, проходящий через самые любопытные деформации, чтобы закончиться простой игрой идеи, крутящейся вокруг самой себя, подобно змее, кусающей себя за хвост…».

Одно из самых светлых своих сочинений – фортепианную пьесу «Остров радости» Клод Дебюсси написал в 1904 году. В основе идеи – живописное полотно любимого композитором художника эпохи рококо Антуанна Ватто (1684–1721) «Отплытие на остров Цитера» (в древнегреческой мифологии Цитера – это остров любви). Но композитор не стремится отразить в музыке сюжет картины, его вдохновляет мысль передать ощущения человека, вместе с любимой оказавшегося на острове «любовь», которая равнозначна понятию «радость». Произведение стало первым в творчестве Дебюсси фортепианным «морским пейзажем». Композитор в рамках стройной, свободной одночастной композиции раскрывает разные оттенки сильного чувства. Пьеса начинается вступлением, в котором отчетливо проявляется импровизационное начало. В главной теме, танцевальной по характеру, слышны интонации тарантеллы, жиги и других европейских танцев. Вторая тема – одна из самых красивых и нежных у Дебюсси, она передает главное чувство героя. Темы сплетаются, высвечиваются разными красками, создавая ощущение подлинного ликования. Исполненная в 1905 году, пьеса «Остров радости» сразу же стала одной из самых популярных у слушателей.

Клод Дебюсси в своем творчестве часто обращался к музыкальным жанрам, позволявшим ему формировать свободные композиции, где на первый план выходили яркие темы, предстающие в разнохарактерном, многоплановом облике, и где ясно ощущалось стремление, по наблюдениям современников, к поискам чего-то странного и необычного. Особое место среди них занимают рапсодии — свободные фантазии, написанные для разных составов и инструментов. Одночастная «Рапсодия для альтового саксофона с оркестром» создавалась композитором на протяжении ряда лет — с 1901 по 1908 годы; Дебюсси неоднократно возвращался к сочинению, внося все новые и новые штрихи и находя необычные нюансы. Особый тембр альтового саксофона, способного передать оттенки человеческих эмоций и образов природы, позволил композитору написать сочинение, в котором чередуются лирические и скерцозные мотивы, психологически–углубленные повествования и пейзажные зарисовки. В концерте Рапсодия прозвучит в переложении для саксофона и фортепиано В. Давида.

Сюита «Pour Le Piano» (Сюита «Для фортепиано»), состоящая из трех пьес, формировалась в разные годы: Сарабанда была написана в 1894 году, две другие части Прелюдия и Токката – в 1901. В этом сочинении Клод Дебюсси проявляет себя не только как импрессионист, но и как неоклассицист, воссоздавая стилевые черты И. С. Баха, А. Скарлатти, французских клавесинистов. Эта двойственность проявляется в том, что старинные пьесы обретают новые изысканные краски, становятся маленькими художественными полотнами, как Прелюдия. Такой подход раскрывается композитором, в частности, в Сарабанде, в ранней редакции имевшей пояснение автора играть ее «со степенным и неторопливым изяществом, даже немного в духе старого портрета, воспоминания о Лувре». Контрастом выступает Токката, в которой на первый план выходит современное, импрессионистское слышание традиционного инструментального жанра.

Соната для виолончели и фортепиано была написана Клодом Дебюсси в 1915 году в рамках оставшегося неосуществленным замысла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (композитору удалось создать лишь три сонаты). Каждой из сонат должно было предшествовать уточнение в старинном стиле, и в данном случае оно выглядело следующим образом: «Первая, для виолончели с фортепиано. Следующая будет для флейты, альта и арфы». Новаторство Дебюсси, ярко проявившееся в его оперном и симфоническом жанрах, затронуло и камерно-инструментальную музыку: он выступает здесь как наследник выдающихся традиций XIX века, по-новому осмысливающий трехчастный сонатный цикл, использующий все богатство танцевальных и песенных интонаций испанского фольклора, безупречный мастер звукописи. Соната состоит из трех частей, где вторая и третья идут без перерыва: вступительный Пролог (Prologue: Lent, sostenuto e molto risoluto) с его возвышенно-мечтательным звучанием подготавливает Серенаду (Sérénade: Modérément animé), решенную в несколько гротескном ключе, и последующий Финал (Final: Animé, léger et nerveux) с его яркой театральностью. Сложнейшая партия солирующего инструмента с быстро сменяющимися штрихами и многообразной артикуляцией, разноплановой пассажной штриховой техникой призвана передать изменчивость образов, бесконечность движения и «капризность» музыки.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин