24
апреля
Пятница
19:00
2015
Стоимость билетов:
350-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
"Героика"
I отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827) 6 Багателей ор.126
Л.ван Бетховен (1770-1827) 15 вариаций с фугой для фортепиано op. 35

II отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827) - Ф.Лист (1811-1886). Симфония №3 ор.55

Солист – Профессор Цюрихской консерватории (Швейцария)
Константин Щербаков (фортепиано)

ENGLISH
 

О программе концерта

Полное название произведения, написанного Л. ван Бетховеном в 1802 году — «15 вариаций и фуга на тему контрданса из балета “Творения Прометея” Es-dur, Opus 35 (“Eroica Variations”)».
В 1801 году Бетховену был заказан балет, результатом чего стала великолепная партитура «Творения Прометея, или Власть музыки и танца», открывшая новое направление в развитии жанра и обозначившая в творчестве композитора начало постепенного усиления романтического начала. Героический облик Прометея определил особенности музыкального решения, в частности, основных тем балета. Контрданс (старинный английский народный танец, от country-dance — деревенский танец), звучавший в балете, затем стал исходной темой для известных сочинений композитора — 15 Вариаций и фуги для фортепиано и финала Третьей симфонии.
Для цикла вариаций Бетховен использует не всю тему, а лишь ее басовые звуки, образующие мелодию неприхотливую, но открывающую столько возможностей для варьирования (любопытно, в частности, в ней настойчивое повторение звука си-бемоль). Интересно представление темы: сначала звучат ее басы, на которые написаны четыре небольшие вариации, и лишь затем Бетховен выписывает полную тему, после которой начинает отсчет основных 15-ти вариаций. Тема в каждой из пьес предстает то как угрожающая, то как курьезная, то как лирическая. Разнообразие трактовки позволяет композитору создавать в рамках отдельных частей-вариаций небольшие музыкальные зарисовки, танцевальные сценки, масштабные героические полотна. Все это ведет к финальной Фуге, поражающей контрапунктическим мастерством и изобретательностью, открывающей путь к мощному звучанию Героической симфонии. Свое сочинение Бетховен посвящает графу Морицу Лихновскому, ученику Моцарта, восторженному своему поклоннику и преданному другу.
Бетховен считал Третью симфонию, законченную в 1804 году, лучшей из всех написанных им симфоний, открывающей путь симфонизму нового типа. Первоначальное посвящение симфонии Наполеону и последующее авторское определение ее как «Героическая» отражают ведущую идею сочинения и определяют новые музыкальные средства ее воплощения. Симфония выстраивается композитором как одна из самых монументальных во всей истории классического симфонизма четырехчастная музыкальная драма, где первая часть — своеобразная картина битвы, с ее динамикой и драматизмом; не случайно русский композитор и критик А. Н. Серов назвал ее «орлиным аллегро». Вторая часть «Похоронный марш» переводит действие в трагический план. Третья часть возникает как неожиданное контрастное Скерцо, построенное на выразительных призывных мотивах, сменяющихся в среднем разделе (Трио) картиной природы; она воспринимается как передача образов скорби и ее преодоления. Четвертая часть, написанная в форме двойных вариаций (то есть вариаций на две темы), — грандиозное музыкальное полотно, соответствующее характеру героических событий французской революции.
Бетховен посвятил симфонию представителю знатного рода графу Францу Иосифу фон Лобковицу, покровителю искусств, меценату, который создал в своем дворце в Вене концертный зал, проводил музыкальные вечера и концерты. В этом дворце Бетховен в 1803 году представил слушателям Третью симфонию. После этого зал получил название «Героический» (Eroica-Saal). Выдающийся венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист выполнил фортепианное переложение всех симфоний Бетховена, сумев сохранить в них особую «оркестровость» звучания.
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Константин Щербаков