23
декабря
Пятница
19:00
2022
Стоимость билетов:
500-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Классика Рождественской звезды"

Э. Сежурне (р.1961).
Прелюдия №1 для маримбы соло ми-бемоль минор (2011)
 А. Кэйко (р.1937).
«Marimba d'amore» для маримбы соло

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Тарануха (ударные инструменты)

С. Рахманинов (1873-1943).
Романс из «Двух салонных пьес для скрипки и фортепиано» ор.6 №1
Прелюдия соль минор ор.23 №5 
(переложение Р. Ислямова для скрипки соло)
 
П. Сарасате (1844-1907).
«Цыганские напевы» ор.20 

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Ф. Лист (1811-1886) – М. Гайдош.
Венгерская рапсодия №2 S.244/2 
(переложение для контрабаса и фортепиано)
 
Дж. Боттезини (1821-1889).
Интродукция и вариации на тему
итальянской народной песни "Венецианский карнавал"
для контрабаса и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Д. Ловрельо (1841-1907).
Концертная фантазия на темы оперы  Дж. Верди «Травиата»
для кларнета и фортепиано ор.45

Исполняет – лауреаты международных конкурсов
София Мехоношина (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Ф. Лист (1811-1886).
Тарантелла из цикла «Годы странствий»,
год II «Италия» S.162 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Эммануэль Сежурне — французский композитор и перкуссионист, профессор консерватории в Страсбурге, автор многих произведений, отличающихся богатством средств музыкальной выразительности. Он смело соединяет черты классической европейской и ультрасовременной музыки, использует различные инструментальные сочетания, уделяя особое внимание ударным инструментам. Среди произведений композитора с участием маримбы – завоевавшие безусловное признание исполнителей и слушателей Двойной концерт для вибрафона, маримбы и оркестра, Концерт для маримбы и струнных, Концерт «Gotan» для четырех маримб и струнного оркестра. Прелюдия № 1 для пятиоктавной маримбы соло была написана Э. Сежурне в 2011 году. Масштабная разнохарактерная пьеса наполнена богатым содержанием, она передает различные оттенки человеческих чувств и переживаний, приближаясь по характеру к лирической поэме.

Кэйко Абэ – известная исполнительница на маримбе и композитор. Ее вклад в современный репертуар весьма важен в развитии маримбы как сольного концертного инструмента. Помимо создания новых произведений, Кэйко Абэ многое сделала для улучшения качества звука, ей принадлежит создание пятиоктавного инструмента в качестве стандартной концертной маримбы. В течение последних четырех десятилетий композиции Кэйко Абэ исполнялись и изучались во всем мире. Кэйко Абэ написано более шестидесяти композиций для маримбы, включая концерты, дуэты и сольные произведения. «Marimba d'amore» была написана в 1998 году. В ее основу положена известная песня «Plaisir d’Amour» («Наслаждение любви») французского композитора Ж.-П. Мартини (1741-1816). Сочинение Кэйко Абэ представляет собой цикл из восьми вариаций на тему, раскрывающих ее разные нюансы.

Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мирового искусства. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов выделяются и сочинения для других инструментов, в том числе – Две салонные пьесы для скрипки и фортепиано ор. 6, включающие Романс и Венгерский танец. Опус был написан Рахманиновым в начале творческого пути, когда уже были созданы опера «Алеко», Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и другие сочинения. За год до появления оп. 6 Рахманинов создал диптих для виолончели и фортепиано ор. 2, включающий Прелюдию и Восточный танец. Этот принцип соединения двух разнохарактерных пьес, где одна – мягкая, лирическая, вторая – танцевальная, обозначен и в ор. 6. Первая его пьеса Романс представляет жанр столь значимый в наследии композитора, где партия голоса, однако, передана скрипке. Бесконечно льющаяся мелодия, выразительная партия фортепиано рождают идеальное слияние двух инструментов в передаче интимного человеческого чувства. Ор. 6 композитор посвятил близкому другу, скрипачу Ю. Э. Конюсу (1869-1942).

Жанр прелюдии представлен в творчестве С.В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и нескольких отдельных сочинениях. Композитор преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, они по масштабам приближаются к развернутым музыкальным пьесам. Прелюдия соль-минор (ей предпослано авторское указание Alla marcia) относится к числу самых известных сочинений композитора: масштабная трехчастная композиция, где крайние части со своей неимоверной энергией, напором, насыщенной аккордовой фактурой производят ощущение неукротимой стихии, дикой энергии, мощного камнепада, а средняя — бесконечная рахманиновская мелодия, способная выразить чувство безграничной любви. Прелюдия прозвучит в переложении для скрипки соло, выполненном Р. Ислямовым.

Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных произведений — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Для своего инструмента сам Сарасате создал ряд сочинений, наибольшую известность среди которых получили «Испанские танцы» и особенно «Цыганские напевы», написанные в 1877 году. Сохранились сведения, что Сарасате задумал произведение во время своих гастролей в Будапеште, где его поразила игра цыганских ансамблей, исполнявших народные венгерские и цыганские мелодии. «Цыганские напевы» представляет собой сюиту из четырех разнохарактерных частей, исполняющихся без перерыва (1. Moderato. 2. Lento. 3. Un poco pi lento. 4. Allegro Molto Vivace). Здесь отчетливо слышны и звуки венгерского национального чардаша, и «рыдания» цыганской скрипки, и вихревое кружение огненной пляски. Сочинение сразу же завоевало широкое признание, о нем писали, включали в концертные программы, «Цыганские напевы» и их автора упоминали даже в художественных произведениях (например, на концерт Сарасате отправляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон в рассказе «Союз рыжих»). Сложнейшее по технике, необычайно богатое по мелодике и ритму, произведение многократно рождалось заново в переложениях для разных инструментов.

Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них — творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал сочинения разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное первенство «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество опусов — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. В основу Интродукции и вариаций на тему итальянской народной песни «Венецианский карнавал» для контрабаса и фортепиано Дж. Боттезини положена популярная мелодия, не раз становившаяся основой для профессиональных произведений. Одним из самых значительных среди них была пьеса скрипача-виртуоза Н. Паганини «Венецианский карнавал», отзвуки который слышны в сочинении Дж. Боттезини. Сочинение структурировано как начальная Интродукция, где фортепиано словно подготавливает основные события. Далее вводится главная тема, которая получает многогранное воплощение в последующих восьми вариациях. Каждая из них технически виртуозна, построена на разных фактурных приемах, что позволяет исполнителям продемонстрировать многогранные возможности инструмента.

Оперы Джузеппе Верди обретали неслыханную популярность уже после первого исполнения: арии из них звучали повсеместно, а композиторы делали многочисленные обработки мелодий для разных инструментов, создавали на их основе концертные фантазии, умножая тем самым популярность сочинений и пополняя исполнительский репертуар. К таким музыкантам принадлежит и итальянский флейтист и композитор Донато Ловрельо, создавший Концертную фантазию на темы из оперы Дж. Верди «Травиата», соч. 45, где использовал тему вступительной Прелюдии и несколько самых ярких тем оперы, среди которых – ария Виолетты «Не ты ли мне в тиши ночной», застольная «Высоко поднимем» и др. Колин Брэдбери, солист симфонического оркестра Би-Би-Си в Лондоне, осуществил редакцию сочинения для кларнета и фортепиано (1980).

Грандиозное по масштабам фортепианное наследие Ференца Листа отразило все особенности музыки эпохи романтизма и создало новое направление в фортепианном исполнительстве. Среди самых известных сочинений композитора – его 19 Венгерских рапсодий, создававшихся на протяжении многих лет. Они представляют собой свободную фантазию на фольклорные темы, в которых сочетаются разнохарактерные мелодии, в том числе – чардаш. Самой известной стала Рапсодия № 2, созданная в 1847 году и посвященная венгерскому политику графу Ласло Телеки. В Рапсодии № 2 сопоставлены первая медленная часть (лашан), носящая сдержанный, отчасти грозный характер, и быстрая темпераментная (фришка), насыщенная виртуозными пассажами. Рапсодия известна во множестве инструментальных версий. Известный чешский контрабасист Милослав Гайдош сделал переложение сочинения для контрабаса и фортепиано

1835–1839 годы Ф. Лист провел в Швейцарии и Италии, когда его слава как крупнейшего виртуоза-исполнителя, создателя нового концертного пианистического стиля, достигла апогея. В композициях этих лет Ф. Лист стремился отобразить все, что привлекало его внимание — образы природы, произведения живописи, скульптуры, литературы. Они запечатлевались композитором в своеобразных «музыкальных картинах» — программных пьесах, образовавших цикл «Годы странствий». Первые пьесы возникли в начале 1830-х годов, последние — в конце 1870-х. В 1842 году Лист, предваряя публикацию пьес, написал в предисловии: «Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений». Название цикла «Годы странствий» (в более точном переводе — «Годы паломничества») навеяно произведением Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», из которого композитором заимствованы эпиграфы большинства пьес. Первый том получил название «Швейцария», второй – «Италия», третий том – «Рим». Позднее в дополнение ко второму году он ввел дополнение «Венеция и Неаполь», включающее три пьесы: «Гондольера», «Канцона» и «Тарантелла», где использовал темы подлинных итальянских народных мелодий.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков