500-800 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Э. Сежурне (р.1961).
Прелюдия №1 для маримбы соло ми-бемоль минор (2011)
А. Кэйко (р.1937).
«Marimba d'amore» для маримбы соло
Андрей Тарануха (ударные инструменты)
С. Рахманинов (1873-1943).
Романс из «Двух салонных пьес для скрипки и фортепиано» ор.6 №1
Прелюдия соль минор ор.23 №5
(переложение Р. Ислямова для скрипки соло)
П. Сарасате (1844-1907).
«Цыганские напевы» ор.20
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
Ф. Лист (1811-1886) – М. Гайдош.
Венгерская рапсодия №2 S.244/2
(переложение для контрабаса и фортепиано)
Дж. Боттезини (1821-1889).
Интродукция и вариации на тему
итальянской народной песни "Венецианский карнавал"
для контрабаса и фортепиано
Евгений Рыжков (контрабас)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Д. Ловрельо (1841-1907).
Концертная фантазия на темы оперы Дж. Верди «Травиата»
для кларнета и фортепиано ор.45
София Мехоношина (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Ф. Лист (1811-1886).
Тарантелла из цикла «Годы странствий»,
год II «Италия» S.162
Андрей Телков (фортепиано)
О программе концерта
Эммануэль Сежурне — французский композитор и перкуссионист, профессор консерватории в Страсбурге, автор многих произведений, отличающихся богатством средств музыкальной выразительности. Он смело соединяет черты классической европейской и ультрасовременной музыки, использует различные инструментальные сочетания, уделяя особое внимание ударным инструментам. Среди произведений композитора с участием маримбы – завоевавшие безусловное признание исполнителей и слушателей Двойной концерт для вибрафона, маримбы и оркестра, Концерт для маримбы и струнных, Концерт «Gotan» для четырех маримб и струнного оркестра. Прелюдия № 1 для пятиоктавной маримбы соло была написана Э. Сежурне в 2011 году. Масштабная разнохарактерная пьеса наполнена богатым содержанием, она передает различные оттенки человеческих чувств и переживаний, приближаясь по характеру к лирической поэме.
Кэйко Абэ – известная исполнительница на маримбе и композитор. Ее вклад в современный репертуар весьма важен в развитии маримбы как сольного концертного инструмента. Помимо создания новых произведений, Кэйко Абэ многое сделала для улучшения качества звука, ей принадлежит создание пятиоктавного инструмента в качестве стандартной концертной маримбы. В течение последних четырех десятилетий композиции Кэйко Абэ исполнялись и изучались во всем мире. Кэйко Абэ написано более шестидесяти композиций для маримбы, включая концерты, дуэты и сольные произведения. «Marimba d'amore» была написана в 1998 году. В ее основу положена известная песня «Plaisir d’Amour» («Наслаждение любви») французского композитора Ж.-П. Мартини (1741-1816). Сочинение Кэйко Абэ представляет собой цикл из восьми вариаций на тему, раскрывающих ее разные нюансы.
Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мирового искусства. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов выделяются и сочинения для других инструментов, в том числе – Две салонные пьесы для скрипки и фортепиано ор. 6, включающие Романс и Венгерский танец. Опус был написан Рахманиновым в начале творческого пути, когда уже были созданы опера «Алеко», Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и другие сочинения. За год до появления оп. 6 Рахманинов создал диптих для виолончели и фортепиано ор. 2, включающий Прелюдию и Восточный танец. Этот принцип соединения двух разнохарактерных пьес, где одна – мягкая, лирическая, вторая – танцевальная, обозначен и в ор. 6. Первая его пьеса Романс представляет жанр столь значимый в наследии композитора, где партия голоса, однако, передана скрипке. Бесконечно льющаяся мелодия, выразительная партия фортепиано рождают идеальное слияние двух инструментов в передаче интимного человеческого чувства. Ор. 6 композитор посвятил близкому другу, скрипачу Ю. Э. Конюсу (1869-1942).
Жанр прелюдии представлен в творчестве С.В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и нескольких отдельных сочинениях. Композитор преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, они по масштабам приближаются к развернутым музыкальным пьесам. Прелюдия соль-минор (ей предпослано авторское указание Alla marcia) относится к числу самых известных сочинений композитора: масштабная трехчастная композиция, где крайние части со своей неимоверной энергией, напором, насыщенной аккордовой фактурой производят ощущение неукротимой стихии, дикой энергии, мощного камнепада, а средняя — бесконечная рахманиновская мелодия, способная выразить чувство безграничной любви. Прелюдия прозвучит в переложении для скрипки соло, выполненном Р. Ислямовым.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных произведений — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Для своего инструмента сам Сарасате создал ряд сочинений, наибольшую известность среди которых получили «Испанские танцы» и особенно «Цыганские напевы», написанные в 1877 году. Сохранились сведения, что Сарасате задумал произведение во время своих гастролей в Будапеште, где его поразила игра цыганских ансамблей, исполнявших народные венгерские и цыганские мелодии. «Цыганские напевы» представляет собой сюиту из четырех разнохарактерных частей, исполняющихся без перерыва (1. Moderato. 2. Lento. 3. Un poco pi lento. 4. Allegro Molto Vivace). Здесь отчетливо слышны и звуки венгерского национального чардаша, и «рыдания» цыганской скрипки, и вихревое кружение огненной пляски. Сочинение сразу же завоевало широкое признание, о нем писали, включали в концертные программы, «Цыганские напевы» и их автора упоминали даже в художественных произведениях (например, на концерт Сарасате отправляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон в рассказе «Союз рыжих»). Сложнейшее по технике, необычайно богатое по мелодике и ритму, произведение многократно рождалось заново в переложениях для разных инструментов.
Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них — творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал сочинения разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное первенство «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество опусов — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. В основу Интродукции и вариаций на тему итальянской народной песни «Венецианский карнавал» для контрабаса и фортепиано Дж. Боттезини положена популярная мелодия, не раз становившаяся основой для профессиональных произведений. Одним из самых значительных среди них была пьеса скрипача-виртуоза Н. Паганини «Венецианский карнавал», отзвуки который слышны в сочинении Дж. Боттезини. Сочинение структурировано как начальная Интродукция, где фортепиано словно подготавливает основные события. Далее вводится главная тема, которая получает многогранное воплощение в последующих восьми вариациях. Каждая из них технически виртуозна, построена на разных фактурных приемах, что позволяет исполнителям продемонстрировать многогранные возможности инструмента.
Оперы Джузеппе Верди обретали неслыханную популярность уже после первого исполнения: арии из них звучали повсеместно, а композиторы делали многочисленные обработки мелодий для разных инструментов, создавали на их основе концертные фантазии, умножая тем самым популярность сочинений и пополняя исполнительский репертуар. К таким музыкантам принадлежит и итальянский флейтист и композитор Донато Ловрельо, создавший Концертную фантазию на темы из оперы Дж. Верди «Травиата», соч. 45, где использовал тему вступительной Прелюдии и несколько самых ярких тем оперы, среди которых – ария Виолетты «Не ты ли мне в тиши ночной», застольная «Высоко поднимем» и др. Колин Брэдбери, солист симфонического оркестра Би-Би-Си в Лондоне, осуществил редакцию сочинения для кларнета и фортепиано (1980).
Грандиозное по масштабам фортепианное наследие Ференца Листа отразило все особенности музыки эпохи романтизма и создало новое направление в фортепианном исполнительстве. Среди самых известных сочинений композитора – его 19 Венгерских рапсодий, создававшихся на протяжении многих лет. Они представляют собой свободную фантазию на фольклорные темы, в которых сочетаются разнохарактерные мелодии, в том числе – чардаш. Самой известной стала Рапсодия № 2, созданная в 1847 году и посвященная венгерскому политику графу Ласло Телеки. В Рапсодии № 2 сопоставлены первая медленная часть (лашан), носящая сдержанный, отчасти грозный характер, и быстрая темпераментная (фришка), насыщенная виртуозными пассажами. Рапсодия известна во множестве инструментальных версий. Известный чешский контрабасист Милослав Гайдош сделал переложение сочинения для контрабаса и фортепиано
1835–1839 годы Ф. Лист провел в Швейцарии и Италии, когда его слава как крупнейшего виртуоза-исполнителя, создателя нового концертного пианистического стиля, достигла апогея. В композициях этих лет Ф. Лист стремился отобразить все, что привлекало его внимание — образы природы, произведения живописи, скульптуры, литературы. Они запечатлевались композитором в своеобразных «музыкальных картинах» — программных пьесах, образовавших цикл «Годы странствий». Первые пьесы возникли в начале 1830-х годов, последние — в конце 1870-х. В 1842 году Лист, предваряя публикацию пьес, написал в предисловии: «Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений». Название цикла «Годы странствий» (в более точном переводе — «Годы паломничества») навеяно произведением Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», из которого композитором заимствованы эпиграфы большинства пьес. Первый том получил название «Швейцария», второй – «Италия», третий том – «Рим». Позднее в дополнение ко второму году он ввел дополнение «Венеция и Неаполь», включающее три пьесы: «Гондольера», «Канцона» и «Тарантелла», где использовал темы подлинных итальянских народных мелодий.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин