23
ноября
Вторник
19:30
2021
Стоимость билетов:
7-20 €
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Австрия, Линц, Untere Donaulände, 7
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+43 (732) 7612-0
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт

С. Прокофьев (1891-1953).
Соната для виолончели и фортепиано до мажор op.119 

И. Стравинский (1882-1971) – Г. Пятигорский. 
«Итальянская сюита» для виолончели и фортепиано (1932) 
 
М. Ростропович (1927-2007). «Юмореска» до мажор op.5 
 

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Василий Степанов (виолончель)
Партия фортепиано – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019) Алексей Мельников
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943).
Вариации на тему Корелли для фортепиано op.42 

 Этюды-картины op. 39 
Этюд-картина №2 ля минор
Этюд-картина №5 ми-бемоль минор
Этюд-картина №6 ля минор

Этюд-картина №8 ре минор
Этюд-картина №9 ре мажор

Исполняет – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019)
Алексей Мельников (фортепиано)

IN ENGLISH

Исполняет
КОНЦЕРТ ОТМЕНЁН (« подробнее)

О программе концерта

Масштабное и разнообразное в жанровом отношении наследие С.С. Прокофьева (1891-1953) содержит и ряд поразительных камерно-инструментальных сочинений, среди которых выделяется его Соната для виолончели и фортепиано до мажор (1949). После первого исполнения Сонаты (1 марта 1950 года в Малом зале Московской консерватории) друг композитора Н.Я. Мясковский записал в своем дневнике: «Вчера Ростропович и Рихтер играли открыто Виолончельную сонату Прокофьева – первоклассное, изумительное произведение». Эти слова предопределили творческую судьбу нового сочинения.
Композитор ввел в Сонату в качестве эпиграфа слова М. Горького «Человек — это звучит гордо», определяя тем самым образный строй сочинения: масштабность, возвышенность, могучую силу и интеллект. Сохраняя трехчастное строение (I. Andante grave. II. Moderato. III Allegro ma non troppo), композитор в каждой из частей разрабатывает самостоятельную образную сферу: эпичность первой части сменяется юмористическим, подчас озорным звучанием второй, и обе эти линии завершают свое развитие в третьей части, дополненные разнохарактерными, энергичными лирико-драматическими элементами. Очень важна заключительная кода: она построена на главной теме из первой части, которая теперь звучит как апофеоз, обрамляя таким образом и достойно завершая инструментальный цикл.
 
В 1920 году И.Ф. Стравинский (1882-1971) пишет «Пульчинеллу»  одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли самые красочные эпизоды балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.
 
«Юмореска» — единственное сочинение выдающегося виолончелиста и дирижера М.Л. Ростроповича (1927—2007), написанное им для своего инструмента. Насыщенная моторикой, немыслимо трудная в техническом отношении, рассчитанная на виртуозное исполнения, эта короткая блестящая пьеса очень забавна, она в полной мере отвечает своему названию.
 
Вариации на тему Корелли ор.42 были написаны С.В. Рахманиновым в зарубежный период его жизни, летом 1931 года во Франции. Тема для Вариаций была заимствована Рахманиновым из Сонаты для скрипки и бассо континуо № 12 итальянского скрипача и композитора 17 века А. Корелли, который включил в свое сочинение тему старинной португальской танцевальной «фолии» и которую позднее использовали многие композиторы, в числе которых — А. Вивальди, Ф. Лист, А. Алябьев. Обратившись к старинной теме, Рахманинов предопределяет общее содержание произведения, в двадцати вариациях которого возникают и медленная хоральность, и бесконечная лирика, и роковая страсть, и ужасающая мертвенность. Вариации на тему Корелли, начинаясь и завершаясь медленными пьесами, обладают интересной особенностью строения: между 13 и 14 вариациями неожиданно возникает Интермеццо, близкое по характеру скрипичным каденциям, словно воспоминание о блестящем скрипаче прошлого. «Скрытая программность» сочинения усиливается, благодаря включению в цикл в завуалированном виде мотива средневекового гимна «Dies irae», подчеркивающего таинственность произведения и придающего ему особую сумрачность.
 
В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит образная идея. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов.
Этюд-картина № 2 ля минор, Lento assai (в соответствии с авторским комментарием — «Море и чайки») — музыкальная картина морского штиля, пронизанная интонациями Dies irae.
Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор, Appassionato; его часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным противостоять ударам судьбы.
Этюд-картина № 6 ля минор, Allegro, внешне — воплощение образов сказки о Красной шапочке и Сером волке, в реальности же передающий напряженную конфликтность и столкновение доброго и злого начала.
Этюд-картина № 8 ре минор, Allegro moderato звучит как баркарола. Композитор сохраняет в пьесе традиционный размер, характер мерного покачивания, на фоне которого бесконечно развивается короткая основная запевка.
Этюд-картина № 9 ре мажор, Allegro moderate. Tempo di Marcia — единственная мажорная и самая многокрасочная пьеса в цикле. По словам композитора здесь изображена «сцена на ярмарке и, кроме того, здесь есть черты восточного марша». Богатство интонаций дополняется колокольным звучанием, пронизывающим пьесу.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин