20
сентября
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
Участники XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт для гобоя с оркестром до мажор KV314

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Фёдор Освер (гобой)

А. Б. Фюрстенау (1792-1852).
Концерт №8 для флейты с оркестром   ор.84

П. Чайковский (1840-1893) – Л. Ауэр (1845-1930) - А. Рубцов (р.1982).
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»  для флейты с оркестром

Солистка – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Анна Комарова (флейта)
II отделение

П. И. Чайковский (1840-1893) – А. Глазунов (1865-1936).
«Воспоминания о дорогом месте»  для скрипки с оркестром op.42

Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром  op.26
Вальс-скерцо до мажор op.34 (ред. В. Безекирского)

К. Сен-Санс (1835-1921).
Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром op. 28

Солист – победитель Всероссийского музыкального конкурса (2022)
Михаил Усов (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH
 

О программе концерта

Жанр инструментального концерта был необычайно популярным в европейской музыке XVIII века. К нему обращались все композиторы той эпохи, но наиболее яркие образцы оставил В. А. Моцарт, создавший около полусотни замечательных сочинений в данном жанре, где в качестве солирующего выступали не только традиционные фортепиано или скрипка, но почти все оркестровые инструменты. Моцарт по сути создал тип «симфонизированного» концерта, основанного на равенстве и «состязательности» партий солиста и оркестра. В 1782 году в одном из посланий к отцу Моцарт писал о своем понимании жанра: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему». К данным сочинениям относится и единственный у композитора Концерт для гобоя с оркестром До мажор, написанный в 1777 году. Именно Моцарту довелось установить черты жанра инструментального концерта, определив его классический трехчастный тип, который он с успехом претворил в Концерте для гобоя. Первая часть (Allegro aperto) — сонатное аллегро, где сначала звучит оркестр, а затем солирующий инструмент, словно состязаясь друг с другом. Всегда у Моцарта в первой части присутствует виртуозная каденция солиста, демонстрирующая богатые выразительные возможности инструмента. Вторая часть (Adagio non troppo) раскрывает лирические чувства героя произведения, она словно продолжает традиции прекрасной итальянской кантилены. Третья часть (Rondo: Allegretto) — скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью.
 
Антон Бернхард Фюрстенау – известный немецкий флейтист и композитор, которого в первой половине XIX века считали одним из самых ярких виртуозов. Он создал множество произведений для своего инструмента, в числе которых – пьесы, камерные ансамбли, концерты, сохраняющиеся в репертуаре концертирующих солистов до наших дней. Концерт для флейты с оркестром № 8 («В форме вокальной сцены»), созданный в 1831 году, во многом близок написанному 14-ю годами ранее Скрипичному концерту № 8 известного немецкого композитора Л. Шпора (1784–1859), носящему аналогичное название. Свое сочинение А. Б. Фюрстенау решает как масштабную одночастную композицию, в которой чередуются разнохарактерные эпизоды. Партия солирующей флейты во многом сходна со сложной вокальной арией  – виртуозной и по романтически выразительной.
 
Опера «Евгений Онегин» была создана П. И. Чайковским в 1878 году; композитор предпослал ей определение: «лирические сцены», подчеркнув тем самым значимость в сочинении темы любви. В сегодняшнем концерте опера представлена известной арией Ленского «Что день грядущий мне готовит?», звучащей во втором действии накануне смертельного поединка с Онегиным. Она становится трагической кульминацией оперы, резко меняющей судьбы героев. Ария существует в переложении для многих инструментов, в том числе для флейты, созданной на основе известной ее скрипичной транскрипции Л. Ауэра.
 
Три скрипичные пьесы П.И. Чайковского «Размышление», «Скерцо» и «Мелодия» составили цикл «Воспоминание о дорогом месте», созданный в 1878 году. Написан он был, вероятно, по просьбе ученика Чайковского скрипача Иозефа Котека. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. Пьеса «Размышление» (Andante molto cantabile) первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной в нем «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающие «Размышление», как все медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая замысел автора. Пьеса «Скерцо» (Presto giocoso) контрастна двум другим: она драматична, наполнена внутренней тревогой. Пьесу «Мелодия» (Moderato con moto) композитор в одном из писем назвал «Песней без слов», характеризуя ее певучесть и непритязательность высказывания. Уже после смерти П. И. Чайковского, в 1894 году А. К. Глазунов оркестровал опус 42, стремясь при этом максимально сохранить стиль автора. Он внес лишь небольшие изменения в сопровождение и добавил четыре вступительных такта к пьесе «Мелодия», что специально оговорил в примечании.
 
Блестящая концертная пьеса П.И. Чайковского «Вальс-скерцо» (ор. 34) была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
Среди творений П. И. Чайковского для скрипки выделяется Меланхолическая серенада op. 26. Первое в творчестве композитора сочинение для скрипки Меланхолическая серенада было создано композитором в 1875 году и посвящено выдающемуся скрипачу, профессору Петербургской консерватории Л. Ауэру. Характер пьесы точно обозначен ее названием, он выдерживается на протяжении всего сочинения, лишь ненадолго уступая место относительно динамичным эпизодам.
Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса, пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.

проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин