18
мая
Четверг
19:00
2023
Стоимость билетов:
300-500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. С. Бах (1685-1750).
Чакона из Партиты №2 для скрипки соло ре минор

Н. Паганини (1782-1840). Каприсы для скрипки соло op.1
№10 соль минор, №24 ля минор

Э. Изаи (1858-1931).
Элегическая поэма для скрипки и фортепиано ре минор op.12

П. Чайковский (1840-1893).
Меланхолическая серенада для скрипки и фортепиано си-бемоль минор op. 26
Вальс-скерцо до мажор op.34
 

Исполняет – победитель Всероссийского музыкального конкурса (2022)
Михаил Усов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Иван Кощеев
II отделение

В. Цыбин (1877-1949).
Концертное аллегро №3 для флейты и фортепиано фа диез минор (1946)

П. Чайковский (1840-1893) – Г. Браунштейн (р.1971)
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
(переложение для флейты и фортепиано)

С. Прокофьев (1891 -1953).
Соната № 2 для флейты и фортепиано ре мажор op.94
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Петр Худоногов (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

IN ENGLISH

О программе концерта

Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела его Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели

Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и гитарист, композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» - от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
В сегодняшнем концерте прозвучат две виртуозных, сложнейших в техническом отношении пьесы: Каприс № 10 – стремительный, полетный, исполненный драматизма и самый знаменитый Каприс № 24. Это сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающихся финалом. Каприс № 24 считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующих от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на эту тему Паганини.

Бельгийского скрипача, дирижера и композитора Эжена Изаи называют одним из самых блестящих виртуозов, развивавших традиции романтического исполнительства. Пабло Казальс писал, что «имя Эжена Изаи всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста». Известность исполнителя и создателя, главным образом, произведений для скрипки сопровождает Изаи на протяжении всей жизни, и одно из ранних сочинений — «Элегическая поэма» сделало его популярным в Европе. Принадлежность сочинения жанру поэмы определяет его драматургические особенности: «Элегическая поэма» предстает как свободная одночастная композиция, построенная на смене контрастных эпизодов — от глубоко трагичных до вдохновенно полетных. Для композитора важно было придать произведению концертные черты, то есть усилить момент сопоставления солирующего инструмента и оркестра (или фортепиано). Скрипка — романтический образ одинокого героя и оркестр (фортепиано) как символ противостоящей ему толпы лишь иногда обретают общность звучания.

Первое в творчестве П. И. Чайковского сочинение для скрипки Меланхолическая серенада было создано в 1875 году и посвящено выдающемуся скрипачу, профессору Петербургской консерватории, выдающемуся виртуозу Л. Ауэру (1845-1930). Характер пьесы точно обозначен ее названием, он выдерживается на протяжении всего сочинения, лишь ненадолго уступая место относительно динамичным эпизодам.
Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» (ор. 34) была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями. 

Владимир Николаевич Цыбин – известный отечественный флейтист, которого в нашей стране считают основоположником флейтовой школы. Он в течение ряда лет преподавал в Петербургской и Московской консерваториях, играл в оркестре Мариинского театра, летом 1909 года принимал участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. В. Н. Цыбин закончил Петербургскую консерваторию еще по двум специальностям – как дирижер и композитор, где учился вместе с С. С. Прокофьевым. Композиторская деятельность В. Н. Цыбина сосредоточена преимущественно на сочинениях для флейты разных жанров, в том числе – различных пьесах и этюдах, переложениях и концертных обработках сочинений других композиторов. К крупным достижениям В. Н. Цыбина относят его Концертные аллегро, некоторые из них позднее были обозначены как Концерты. Концертное аллегро № 3 для флейты и фортепиано, написанное в 1946 году, решено композитором как масштабная одночастная пьеса, созданная на сопоставлении контрастных разделов: начальный выразительный лирический эпизод (Allegro ma non troppo), построенной на восходящей лирической теме, сменяется более медленным Poco meno mosso, основанном на контрастной теме, богато орнаментированной, с прихотливой ритмикой. Здесь отмечается безусловное господство солирующего инструмента, партия которого носит импровизационные черты. Вторжение стремительного, динамичного раздела Allegro agitato словно переводит действие в активную фазу, где слышны отзвуки тем предшествующих разделов. Раздел Moderato далее привносит в произведение умеренное, спокойное звучание, подготавливающее вступление репризного раздела, переходящего в активное завершение. Композитор создает сложнейшую в художественном и техническом отношении партию флейты, ведущую достойный «диалог» с аккомпанирующим фортепиано.

Гай Браунштейн — известный современный скрипач, получивший музыкальное образование в Нью-Йорке. Он выступал со многими оркестрами. В 2000 году он стал приглашенным концертмейстером известного Берлинского филармонического оркестра, а с 2013 года выступает преимущественно как солист. В его репертуаре, помимо классических скрипичных сочинений, большое место занимают обработки произведений разных жанров, в том числе арий из известных опер. К ним относится и знаменитая ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П. И. Чайковского, не раз привлекавшая внимание выдающихся инструменталистов. Созданная Браунштейном обработка прозвучит в сегодняшнем концерте в переложении для флейты.

Соната для флейты и фортепиано была написана С. С. Прокофьевым в 1943 году, но, несмотря на работу в военные годы, композитор создает светлое, оптимистичное произведение. Соната — это виртуозное, изящное, очень красивое сочинение, звучание которого всецело обусловлено возможностями флейты. Художественный строй Сонаты оказался созвучен многим опусам Прокофьева; здесь слышны отголоски балета «Ромео и Джульетта», оперы «Война и мир» и других произведений. В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение. Позднее композитор сделал редакцию этой Сонаты для скрипки и фортепиано. 

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин