17
мая
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791)
Концерт для фагота с оркестром си бемоль мажор KV191 (186е) (1777)

Солист – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Иван Забегин (фагот)

Р. Щедрин (р. 1932)
Концерт для трубы с оркестром (1993)

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Иванов (труба)
II отделение

П. Чайковский (1840-1893)
Концерт №2 для фортепиано с оркестром соль мажор op.44

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Жанр инструментального концерта был широко представлен в творчестве В.А. Моцарта: возможность «состязания» сольного инструмента и оркестра отвечала основным принципам яркого, театрально-зрелищного искусства композитора. В этом жанре он создал свыше 40 сочинений, где, наряду с 27 фортепианными, представлены концерты для скрипки, валторны, кларнета и других оркестровых инструментов. Концерт для фагота с оркестром был сочинен Моцартом летом 1774 года в Зальцбурге. Фагот в то время редко звучал как солирующий инструмент, и даже в оркестре ему, как правило, поручалось удвоение партии виолончелей. Но для молодого Моцарта избрание данного инструмента как солирующего оказалось очень важным: композитор оценил его выразительные и технические возможности: большой диапазон, богатство регистровых тембров, подвижность, благородство и красоту звучания. «Галантный» стиль, в котором написано сочинение, выдержан на протяжении всех трех частей (1. Allegro, 2. Andante ma Adagio, 3. Rondo. Tempo di мenuetto). Технически трудная партия солиста передает контрастность настроений, разнохарактерность эпизодов, где отчетливо проявляются возможности инструмента.

Родион Константинович Щедрин  – крупнейший современный русский композитор, народный артист СССР. Он является почетным профессором Московской и Санкт-Петербургской, а также Пекинской консерваторий и МГУ им. М. В. Ломоносова. Ему принадлежит целый ряд сочинений разных жанров – 7 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 14 концертов, многих камерных и хоровых произведений, музыка к кинофильмам и театральным спектаклям. Жанр концерта всегда привлекал внимание композитора, им написаны сочинения для фортепиано, для виолончели и других инструментов с оркестром. Концерт для трубы с оркестром был написан Р. К. Щедриным в 1994 году по предложению известного американского дирижера Лорина Маазеля, который неоднократно заказывал музыку русскому композитору. В их числе – концертная опера «Очарованный странник», Концерт для оркестра № 3  «Старинная музыка российских провинциальных цирков» и другие сочинения. Концерт для трубы соединяет черты классического трехчастного цикла (I. Allegretto moderato; II. Lento; III. Allegro) и остро современные приемы музыкального письма. Характерное для многих сочинений композитора воссоздание русского стиля проявилось уже в начале произведения в звучании колокольчиков русской тройки. Щедрин специально указывает на это в предваряющей ремарке, определяя характер части в целом. Вторая медленная часть выполняет функцию лирического центра. Здесь композитор использует необычный акустический эффект: он вводит перекличку трех труб — солирующей, и двух труб оркестра, где первая труба играет в футляр инструмента, а исполнитель второй трубы оркестра использует картонную сурдину. Активный, моторный финал завершает сочинение. Концерт написан с расчетом на конкретного солиста – Джорджа Восбурга, первого исполнителя произведения, и композитор ввел в свое произведение название: «На бис для Восбурга». Подобные названия появляются в творчестве композитора неоднократно, например в 1999 году им написана «Менухин-соната» для скрипки и фортепиано, связанную с именем великого виртуоза.

Второй концерт для фортепиано с оркестром соль мажор был создан П.И. Чайковским через несколько лет после знаменитого Первого концерта — в 1880 году. Его первым исполнителем был ученик и друг Чайковского С. И. Танеев, исполнивший концерт в Москве в 1882 году с оркестром под управлением выдающегося учителя Чайковского А. Г. Рубинштейна. И хотя Концерт № 2 не превзошел по популярности своего великого собрата — Концерт № 1, он отчетливо проявляет черты концертного стиля композитора, блестяще сочетавшего принципы симфонической драматургии с виртуозностью солиста, умения создать масштабное звуковое полотно — с камерностью, почти интимностью лирического высказывания. Во Втором концерте, по сравнению с Первым, Чайковский не цитирует подлинных народных мелодий. Его собственные темы, романтические по характеру, представлены в сочинении со свойственной композитору щедростью. Они придают Концерту удивительную многоликость, почти «карнавальность» звучания. В трехчастном построении цикла Чайковский следует традиции, но предельно обостряет контраст между частями. Первую часть (сонатное аллегро) он сопровождает указанием «Allegro brillante», указывая на энергичный, блестяще-виртуозный характер части, где преобладают мощь и динамика, заставляющие вспомнить сочинения Бетховена и Листа. Медленное лирического интермеццо II части (Andante non troppo) переключает действие в иную сферу, где преобладают ариозно-романсовые интонации, всегда у Чайковского олицетворяющие нежность признания, и где солирующая партия подчас передается от фортепиано к скрипке. В финале (Allegro con fuoco) возвращаются буйство и динамика настроений первой части, обогащенные элементами скерцозности. Свое сочинение Чайковский посвящает брату А. Г. Рубинштейна – Н. Г. Рубинштейну (1835–1881), не успевшему услышать его концертное исполнение.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин