16
мая
Вторник
19:00
2023
Стоимость билетов:
300-500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. С. Бах (1685-1750).
Партита для флейты соло ля минор BWV1013

В. Цыбин (1877-1949).
Концертное аллегро №3 для флейты и фортепиано фа диез минор (1946)

Л. Берио (1925-2003). Секвенция №1 для флейты соло (1958)

Э. Денисов (1929-1996). Соната для флейты и фортепиано (1960)

П. Чайковский (1840-1893) – Д. Буряков (р.1981).
Меланхолическая серенада op.26 (переложение для флейты и фортепиано)
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александра Зверева (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение

Д. Шостакович (1906-1975).
Соната для виолончели и фортепиано ре минор op.40

И. Стравинский (1882-1971) – Г. Пятигорский (1903-1976)
«Итальянская сюита» для виолончели и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Богдан Ефремов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Вакер

IN ENGLISH

О программе концерта

В творчестве выдающегося немецкого композитора эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного типа , в том числе и для флейты соло. Дата создания Партиты ля минор – 1722-1723 годы, она включает четыре части танцевального характера: 1. Аллеманда (букв. немецкая); 2. Куранта (итальянский придворный танец); 3. Сарабанда (старинный испанский танец); 4. Бурре (старинный танец, в нотах композитора сопровождается уточнением «английский»). Бах формирует последовательность пьес, сохраняя характер каждого танца, наделяя их художественной выразительностью.

Владимир Николаевич Цыбин – известный отечественный флейтист, которого в нашей стране считают основоположником флейтовой школы. Он в течение ряда лет преподавал в Петербургской и Московской консерваториях, играл в оркестре Мариинского театра, летом 1909 года принимал участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. В. Н. Цыбин закончил Петербургскую консерваторию еще по двум специальностям – как дирижер и композитор, где учился вместе с С. С. Прокофьевым. Композиторская деятельность В. Н. Цыбина сосредоточена преимущественно на сочинениях для флейты разных жанров, в том числе – различных пьесах и этюдах, переложениях и концертных обработках сочинений других композиторов. К крупным достижениям В. Н. Цыбина относят его Концертные аллегро, некоторые из них позднее были обозначены как Концерты. Концертное аллегро № 3 для флейты и фортепиано, написанное в 1946 году, решено композитором как масштабная одночастная пьеса, созданная на сопоставлении контрастных разделов: начальный выразительный лирический эпизод (Allegro ma non troppo), построенной на восходящей лирической теме, сменяется более медленным Poco meno mosso, основанном на контрастной теме, богато орнаментированной, с прихотливой ритмикой. Здесь отмечается безусловное господство солирующего инструмента, партия которого носит импровизационные черты. Вторжение стремительного, динамичного раздела Allegro agitato словно переводит действие в активную фазу, где слышны отзвуки тем предшествующих разделов. Раздел Moderato далее привносит в произведение умеренное, спокойное звучание, подготавливающее вступление репризного раздела, переходящего в активное завершение. Композитор создает сложнейшую в художественном и техническом отношении партию флейты, ведущую достойный «диалог» с аккомпанирующим фортепиано.

Итальянского композитора Лючано Берио называют ярким представителем европейского авангарда и поставангарда, обозначившегося в конце 1940-х годов. Свое стремление создавать новые сочинения с ощущением непосредственности в передаче впечатлений сформулирована в его словах: «мир – это своеобразная, динамичная и красочная целостность, развивающаяся согласно своей органической логике, которая чревата взрывами парадоксов и выбросами “поливалентного” эстетического вещества, способного вступать в контакт и с развитым, и с наивным сознанием». Композитором написано множество сочинений в традиционных и новаторских жанрах для разных исполнительских составов и технической аппаратуры, в частности, магнитофонов. Экспериментируя с человеческим голосом и инструментальными тембрами, Л. Берио создает целую серию «Секвенций» (от латинского слова Sequentia – последовательность) для различных инструментов. Поэт Э. Сангинети пишет стихотворные образы для всех пьес «Секвенций», его слова предпосланы одному из изданий в виде эпиграфа и становятся раскрытием образного строя всего цикла:
«Мое капризное неистовство
когда-то было вашей спокойной яростью».

В целом же «Секвенции» – это виртуозные пьесы преимущественн для различных инструментов: флейты (I; 1958), арфы (II, 1963), голоса (III, 1965), а также для фортепиано (IV, 1966), тромбона (V, 1966), альта (VI, 1967), гобоя (VII, 1969), виолончели (VIII, 1975), кларнета (IX, 1980), каждая из которых является звуковым открытием для исполнителя и слушателя. В сегодняшнем концерте прозвучит первое сочинение из этой серии – для флейты соло.

В наследии известного отечественного композитора Эдисона Васильевича Денисова инструментальные жанры занимают ведущее место. Соната для флейты и фортепиано была написана им, одним из самых ярких представителей так называемого «второго авангарда», в 1960 году. Соната посвящена ее первому исполнителю, известному отечественному музыканту, профессору Московской консерватории А. В. Кореневу (1930–2010). Соната – одно из первых крупных сочинений молодого музыканта, в котором еще ясно ощущается влияние музыки Д. Д. Шостаковича. Композитор решает одночастную Сонату в лирическом ключе, что не противоречит его опоре на диссонантные созвучия, взаимодействие тональных и атональных приемов. Свобода композиции, богатство интонаций, контрастность сопоставлений, виртуозность равноправных флейтовой и фортепианной партий – все это позволяет композитору создать новаторское по замыслу, по звучанию и по средствам выразительности сочинение, принципы которого найдут свое продолжение в последующих опусах автора и его последователей.

Первое в творчестве П. И. Чайковского сочинение для скрипки Меланхолическая серенада было создано в 1875 году и посвящено выдающемуся скрипачу, профессору Петербургской консерватории, выдающемуся виртуозу Л. Ауэру (1845-1930). Характер пьесы точно обозначен ее названием, он выдерживается на протяжении всего сочинения, лишь ненадолго уступая место относительно динамичным эпизодам. Известным флейтистом Денисом Буряковым, ныне являющимся главным флейтистом Лос-Анджелесского филармонического оркестра, было сделано переложение Меланхолической серенады для флейты и фортепиано.

В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется его Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора

В 1920 году И.Ф. Стравинский создает «Пульчинеллу» – одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли пять самых красочных эпизодов балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин