300-500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И. С. Бах (1685-1750).
Партита для флейты соло ля минор BWV1013
В. Цыбин (1877-1949).
Концертное аллегро №3 для флейты и фортепиано фа диез минор (1946)
Л. Берио (1925-2003). Секвенция №1 для флейты соло (1958)
Э. Денисов (1929-1996). Соната для флейты и фортепиано (1960)
П. Чайковский (1840-1893) – Д. Буряков (р.1981).
Меланхолическая серенада op.26 (переложение для флейты и фортепиано)
Александра Зверева (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение
Д. Шостакович (1906-1975).
Соната для виолончели и фортепиано ре минор op.40
И. Стравинский (1882-1971) – Г. Пятигорский (1903-1976)
«Итальянская сюита» для виолончели и фортепиано
Богдан Ефремов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Алексей Вакер
О программе концерта
В творчестве выдающегося немецкого композитора эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного типа , в том числе и для флейты соло. Дата создания Партиты ля минор – 1722-1723 годы, она включает четыре части танцевального характера: 1. Аллеманда (букв. немецкая); 2. Куранта (итальянский придворный танец); 3. Сарабанда (старинный испанский танец); 4. Бурре (старинный танец, в нотах композитора сопровождается уточнением «английский»). Бах формирует последовательность пьес, сохраняя характер каждого танца, наделяя их художественной выразительностью.
Владимир Николаевич Цыбин – известный отечественный флейтист, которого в нашей стране считают основоположником флейтовой школы. Он в течение ряда лет преподавал в Петербургской и Московской консерваториях, играл в оркестре Мариинского театра, летом 1909 года принимал участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. В. Н. Цыбин закончил Петербургскую консерваторию еще по двум специальностям – как дирижер и композитор, где учился вместе с С. С. Прокофьевым. Композиторская деятельность В. Н. Цыбина сосредоточена преимущественно на сочинениях для флейты разных жанров, в том числе – различных пьесах и этюдах, переложениях и концертных обработках сочинений других композиторов. К крупным достижениям В. Н. Цыбина относят его Концертные аллегро, некоторые из них позднее были обозначены как Концерты. Концертное аллегро № 3 для флейты и фортепиано, написанное в 1946 году, решено композитором как масштабная одночастная пьеса, созданная на сопоставлении контрастных разделов: начальный выразительный лирический эпизод (Allegro ma non troppo), построенной на восходящей лирической теме, сменяется более медленным Poco meno mosso, основанном на контрастной теме, богато орнаментированной, с прихотливой ритмикой. Здесь отмечается безусловное господство солирующего инструмента, партия которого носит импровизационные черты. Вторжение стремительного, динамичного раздела Allegro agitato словно переводит действие в активную фазу, где слышны отзвуки тем предшествующих разделов. Раздел Moderato далее привносит в произведение умеренное, спокойное звучание, подготавливающее вступление репризного раздела, переходящего в активное завершение. Композитор создает сложнейшую в художественном и техническом отношении партию флейты, ведущую достойный «диалог» с аккомпанирующим фортепиано.
Итальянского композитора Лючано Берио называют ярким представителем европейского авангарда и поставангарда, обозначившегося в конце 1940-х годов. Свое стремление создавать новые сочинения с ощущением непосредственности в передаче впечатлений сформулирована в его словах: «мир – это своеобразная, динамичная и красочная целостность, развивающаяся согласно своей органической логике, которая чревата взрывами парадоксов и выбросами “поливалентного” эстетического вещества, способного вступать в контакт и с развитым, и с наивным сознанием». Композитором написано множество сочинений в традиционных и новаторских жанрах для разных исполнительских составов и технической аппаратуры, в частности, магнитофонов. Экспериментируя с человеческим голосом и инструментальными тембрами, Л. Берио создает целую серию «Секвенций» (от латинского слова Sequentia – последовательность) для различных инструментов. Поэт Э. Сангинети пишет стихотворные образы для всех пьес «Секвенций», его слова предпосланы одному из изданий в виде эпиграфа и становятся раскрытием образного строя всего цикла:
«Мое капризное неистовство
когда-то было вашей спокойной яростью».
В целом же «Секвенции» – это виртуозные пьесы преимущественн для различных инструментов: флейты (I; 1958), арфы (II, 1963), голоса (III, 1965), а также для фортепиано (IV, 1966), тромбона (V, 1966), альта (VI, 1967), гобоя (VII, 1969), виолончели (VIII, 1975), кларнета (IX, 1980), каждая из которых является звуковым открытием для исполнителя и слушателя. В сегодняшнем концерте прозвучит первое сочинение из этой серии – для флейты соло.
В наследии известного отечественного композитора Эдисона Васильевича Денисова инструментальные жанры занимают ведущее место. Соната для флейты и фортепиано была написана им, одним из самых ярких представителей так называемого «второго авангарда», в 1960 году. Соната посвящена ее первому исполнителю, известному отечественному музыканту, профессору Московской консерватории А. В. Кореневу (1930–2010). Соната – одно из первых крупных сочинений молодого музыканта, в котором еще ясно ощущается влияние музыки Д. Д. Шостаковича. Композитор решает одночастную Сонату в лирическом ключе, что не противоречит его опоре на диссонантные созвучия, взаимодействие тональных и атональных приемов. Свобода композиции, богатство интонаций, контрастность сопоставлений, виртуозность равноправных флейтовой и фортепианной партий – все это позволяет композитору создать новаторское по замыслу, по звучанию и по средствам выразительности сочинение, принципы которого найдут свое продолжение в последующих опусах автора и его последователей.
Первое в творчестве П. И. Чайковского сочинение для скрипки Меланхолическая серенада было создано в 1875 году и посвящено выдающемуся скрипачу, профессору Петербургской консерватории, выдающемуся виртуозу Л. Ауэру (1845-1930). Характер пьесы точно обозначен ее названием, он выдерживается на протяжении всего сочинения, лишь ненадолго уступая место относительно динамичным эпизодам. Известным флейтистом Денисом Буряковым, ныне являющимся главным флейтистом Лос-Анджелесского филармонического оркестра, было сделано переложение Меланхолической серенады для флейты и фортепиано.
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется его Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора
В 1920 году И.Ф. Стравинский создает «Пульчинеллу» – одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли пять самых красочных эпизодов балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин