15
апреля
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Посвящение Скрябину". К 100-летию со дня смерти.
I отделение

Э.Гранадос (1867-1916). "Маха и Соловей" из сюиты "Гойески"
А.Скрябин (1872-1915). Две поэмы ор.69
А.Скрябин (1872-1915). Две мазурки ор.40
Ф.Шопен (1810-1849). Анданте Спианато и Большой блестящий полонез

Исполняет – лауреат международного конкурса
Вероника Салихова (фортепиано)
II отделение

К.Дебюсси (1862-1918). Прелюдия №4
                                     Прелюдия №7 "То, что видел западный ветер"
                                     Прелюдия №8 "Девушка с волосами цвета льна"
                                     Прелюдия №5 "Холмы Анакапри"
А.Скрябин (1872-1915). Две пьесы для левой руки ор.9
А.Скрябин (1872-1915). Соната №3 для фортепиано фа диез минор ор.23

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Шестериков (фортепиано)

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

ENGLISH

О программе концерта

Александр Николаевич Скрябин (1871–1915) — русский композитор, пианист, педагог. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева по контрапункту и А. С. Аренского по композиции. Скрябин много концертировал в России и за рубежом, выступая преимущественно с исполнением собственных сочинений. В 1904–10 годах с небольшим перерывом Скрябин жил и работал в Европе, выезжая с гастролями в США. В 1898–1903 он стал профессором по классу фортепиано Московской консерватории, основное внимание уделяя все же композиторской деятельности, создав, по сути, новое направление в русской музыкальной культуре. В сочинениях Скрябина разных жанров — прелюдиях, сонатах, поэмах, симфониях — отразились новые идеи, характерные для эстетики символизма, «соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая “полетность” и утонченная одухотворенная лирика». Он стремился передать идеи творческого экстаза, высокого художественного идеала. Новаторскими стали и средства музыкальный выразительности Скрябина; не случайно его считают открывателем новых форм, гармоний, оркестровых звучаний.
Среди сочинений Скрябина выделяются 3 симфонии (Третья из них носит название «Божественная поэма»), симфонические поэмы «Мечты» (1898), Поэма экстаза (1907), «Прометей» («Поэма огня»; с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано композитором написаны 10 сонат (1892–1913), ряд поэм, этюдов, прелюдий и других пьес.
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создававший свои произведения преимущественно в жанрах оркестровой и фортепианной музыки. В его фортепианном наследии выделяются разнообразные миниатюры, которые композитор писал на протяжении жизни. Создание пьес обусловлено разными обстоятельствами, например, Прелюдия и Ноктюрн для левой руки (op. 9) были написаны автором в 1892 году во время болезни правой руки, что не помешало ему сформировать в миниатюрах полноценную фортепианную фактуру. Увлечение музыкой Ф. Шопена обусловило создание Скрябиным целой серии мазурок, среди которых выделяются Две мазурки ор. 40, написанных в 1903 году, где композитор, сохраняя танцевальную жанровую основу, создает две выразительные лирические миниатюры. Поэма как жанр регулярно встречается в фортепианном и оркестровом творчестве Скрябина, обозначая как небольшие, так и масштабные пьесы, но всегда раскрывая центральный для композитора образ полета творческой фантазии, многогранности звукового космоса самого автора, а также исполнителя и слушателя. Иногда поэмы объединяются композитором в небольшие циклы, отличающиеся, как в Поэмах ор. 69 (1912-1913 годы), двуплановостью, контрастностью передаваемого мгновения.
Созданные на протяжении двадцати лет (1892-1913) Десять фортепианных сонат А.Н. Скрябина показывают, какой путь прошел данный жанр в творчестве музыканта и как изменился его стиль. Первые четыре сочинения несли на себе отпечаток классических традиций, которые в дальнейшем уступили место иным настроениям и эстетическим задачам. Третья соната была создана композитором в 1897-1898 годах, обозначив мощную — по замыслу и по масштабам — кульминацию раннего периода творчества. Соната предстает как монументальное четырехчастное сочинение, где все части связаны интонационно, а третья и четвертая идут без перерыва. Скрябин дал Сонате название «Состояния души», обозначив в каждой из частей один образ: 1. Allegro drammatico (душа свободная, дикая, страстная); 2. Allegretto (душа, утомленная страданиями; она нашла мнимый, кратковременный отдых); 3. Andante (душа полна любви, грусти, неизъяснимых дум); 4. Presto con fuoco (в борьбе и буре стихий бьется в упоении душа). Четыре настроения, четыре «состояния души» — подчас с изнеженностью и хрупкостью, или бьющей через край энергией, или философской отстраненностью сливаются в общий портрет художника — его своеобразный автопортрет.
Испанский композитор, дирижер и пианист Энрике Гранадос завоевал особую известность, благодаря своим программным сочинениям разных жанров с их яркой картинностью, выразительными фольклорными интонациями, воспроизведением приемов гитарного исполнительства. Среди фортепианных сочинений композитора особенно выделяется шестичастная сюита «Гойески» (1911), передающая образы живописных полотен великого испанского художника Франсиско Гойи. Любимая героиня художника Маха воплощена Гранадосом в одной из самых выразительных романтических пьес сюиты «Маха и соловей» (более точное название — «Жалоба, или Маха и соловей»), в которой находит место и звукоизобразительность, и нежная лирика, и подлинный испанский колорит.
Святослав Рихтер, в репертуаре которого произведения Ф. Шопена всегда занимали одно из основных мест, писал о композиторе, определяя суть его искусства: «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». Полонез (то есть польский) был в творчестве Федерика Шопена одним из национальных символов страны, наряду с мазуркой. 16 написанных композитором произведений в этом жанре представляют собой по преимуществу виртуозные концертные пьесы, приближающиеся по звучности к оркестровому. Не случайно Блестящий полонез ор. 22 существует в двух версиях — для фортепиано и для фортепиано с оркестром. Он отражает все мастерство Шопена как блестящего пианиста и композитора, способного в рамках пьесы раскрыть богатство романтических ощущений. В начале 1830-х годов Шопен ввел в Полонез вступительную пьесу в ритме баркаролы — Andante spianаto («spianato» в переводе с итальянского — «ровно»), ставшую одним из самых вдохновенно-выразительных высказываний композитора.
Две тетради фортепианных Прелюдий представителя французского импрессионизма Клода Дебюсси (1862—1918) называют среди самых известных сочинений композитора. 24 пьесы (по 12 в каждой тетради) были созданы соответственно в 1910 и 1913 годах и считаются одними из наиболее значимых сочинений в жанре программной прелюдии. Удивительно, что названия своих пьес композитор вводит в конец музыкальных текстов, предполагая, что слушатели сами определят образное решение пьесы, а потом уже услышат авторскую трактовку. Большая часть прелюдий посвящена, как и предполагается художественными принципами импрессионизма, образам природы; композитор создает картины моря (прелюдии «Паруса», «Туманы»), воздуха («Ветер на равнине»), света («Терраса, посещаемая лунным светом», «Фейерверк»). Ряд сюжетов основывается на живописных полотнах и литературных сочинениях. Композитор писал: «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы от­кладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Оно несет в себе собственную гармонию, и какие усилия бы к этому ни приложить, никогда не удастся найти гармонии ни более: точной, ни более искренней».
Эти ощущения Дебюсси передает в прелюдиях. «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе...» построены как бесконечное обновление исходного мотива, передающего неопределенность ощущений. Прелюдия «То, что видел западный ветер» представляет собой вихрь фортепианных пассажей («…западный ветер»), на мгновения прерывающиеся краткими мотивами-картинками («то, что видел...»). Своеобразным портретом выступает «Девушка с волосами цвета льна», музыка прелюдии изящно, живописно передает образ вечной женственности. Композитор достигает здесь почти акварельной прозрачности, раскрывая то сдержанный, то порывистый облик своей «героини». «Холмы Анакапри» (Анакапри — город в Италии на острове Капри) сочетает передачу пейзажа и одновременно бытовые элементы, включающие звучание мандолины и яркого танца.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин