15
февраля
Среда
19:00
2012
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К. Вебер (1786-1826) Увертюра к опере «Вольный стрелок»
М. Брух (1838- 1920) Шотландская фантазия для скрипки с оркестром ми-бемоль мажор ор.46

Солистка – лауреат международных конкурсов
Алена Баева (скрипка)
II отделение

И. Брамс (1833-1897) Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре-минор ор.15

Солист – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – лауреат международных конкурсов Михаил Леонтьев

О программе концерта

  Самым известным сочинением немецкого композитора Карла Марии фон Вебера стала опера «Вольный стрелок», созданная в 1821 году. Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. В «Вольном стрелке» представлены все грани человеческого мироощущения – реальность и волшебство, счастье и страдание. История охотника Макса и его прекрасной возлюбленной Агаты дала прекрасный материал автору музыки, сумевшему создать яркое романтическое произведение. Масштабная увертюра, написанная в сонатной форме, построена на основных музыкальных темах оперы. В медленном вступлении предстают два основных образа оперы: плавная, близкая к народным темам, мелодия четырех валторн и лейтмотив Черного Охотника. Главная партия изображает адские силы, которым противостоят в побочной партии две темы Макса и Агаты. Центральный раздел увертюры – ее разработка – посвящен столкновению противоборствующих сил, и завершается увертюра блестящей торжественной кодой.

В творческом наследии известного немецкого композитора, представителя позднего романтизма Макса Бруха скрипичные сочинения занимают видное место. Среди них – Шотландская фантазия для скрипки с оркестром ми-бемоль мажор ор.46, созданная композитором в 1880 году. Она была посвящена выдающемуся виртуозу Пабло Сарасате. Фантазия состоит из четырех частей, которые подготавливаются медленной Интродукцией (Grave): I. Adagio cantabile II. Allegro III. Andante sostenuto IV. Finale. Allegro guerriero.
Все части Фантазии построены на шотландских народных мелодиях. Звучащая в первой части тема «Auld Rob Morris» выполняет роль сквозного мотива, возникающего затем в конце второй и четвертой частей. В основу второй части положена тема «The Dusty Miller», третья строится на теме «Im ADoun for Lack OJohnnie». Самая известная фольклорная тема введена в четвертую часть – это патриотический гимн «Hey Tuttie Tatie» на стихи Роберта Бернса. Данная тема еще раньше была использована Г. Берлиозом в его концертной увертюре «Роб Рой».Auld Rob Morris» выполняет роль сквозного мотива, возникающего затем в конце второй и четвертой частей. В основу второй части положена тема “The Dusty Miller”, третья строится на теме «I'm A' Doun for Lack O' Johnnie». Самая известная фольклорная тема введена в четвертую часть – это патриотический гимн «Hey Tuttie Tatie» на стихи Роберта Бернса. Данная тема еще раньше была использована Г. Берлиозом в его концертной увертюре «Роб Рой»
Задумав свое произведение как фантазию, Брух проявляет богатство, изобретательность, высочайшее мастерство в обработке фольклорных тем. Он воспроизводит звучание, характерное для шотландской музыки, создает жанровые фольклорные зарисовки, раскрывает лирические настроения. Виртуозность партии солирующего инструмента, выразительность оркестра позволили композитору написать яркое концертное сочинение – одно из самых значительных в репертуаре скрипачей всего мира.

Концерт для фортепиано № 1 ре-минор ор.15 был написан немецким композитором Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Выступая как наследник и продолжатель великих традиций Л. ван Бетховена и Р. Шумана, Брамс в своем сочинении, с одной стороны, сохраняет классические принципы драматургии трехчастного концертного цикла, с другой же привносит новые черты в его трактовку. В сочинении композитор, несмотря на молодость (Брамсу было всего 25 лет), уже предстает зрелым мастером со сложившимся стилем. Произведение сначала задумывалось им как первая симфония, затем композитор переосмыслил его как сонату для двух фортепиано, но лишь последняя – концертная – версия показалась ему наиболее точно отражающей замысел. Масштабная первая часть Maestoso, отличающаяся характерной для композитора мужественностью, мощью звучания сменяется лирическим Adagio второй части очень сдержанного, затаенного склада. Финальное Rondo Allegro non troppo перекликается по характеру с финалами концертов Бетховена и достойно завершает цикл.
Опыт первоначальной работы Брамса над сочинением как симфонией, а затем сонатой отразился на общей концепции сочинения: выверенное соотношение партий солиста и оркестра, значительность его роли, богатая техническая и звуковая палитра сыграли свою роль. Произведение, утверждая новый тип «концерта-симфонии», раскрывает многоплановую картину человеческого существования – мужественного, сильного, мудрого и великодушного.
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин