14
октября
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
150-500 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4
Схема проездаСайт зала
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Р. Шуман (1810-1856) – Г. Лукарелли (р. 1936).
Адажио и Аллегро для гобоя и фортепиано ля-бемоль мажор ор.70
 
Ж. Сильвестрини (р.1961). Шесть этюдов для гобоя соло (1984-1997)
Этюд №1. Hôtel des Roches noises à Trouville
Этюд  №6. Le Ballet Espagnol

 
Ф. Пуленк (1899-1963).
Соната для гобоя и фортепиано FP 185

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Эмиль Мирославский (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
II отделение

Ф. Шуберт (1797-1828).  
12 благородных вальсов D.969

Ф. Шуберт (1797-1828) - Ф. Лист (1811–1886).
Баркарола
 
Ф. Шуберт (1797-1828).
Соната для фортепиано до минор D.958

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Доля (фортепиано)

КОНЦЕРТ ПРОХОДИТ БЕЗ АНТРАКТА

ВХОД СТРОГО В ЗАЩИТНЫХ МАСКАХ

"ШАХМАТНАЯ"  РАССАДКА

IN ENGLISH

О программе концерта

Цикл Adagio и Allegro для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано был первоначально написан выдающимся немецким композитором Робертом Шуманом для валторны, но предусматривал введение в качестве солирующего инструмента также виолончель или скрипку. Композитор создает цикл в 1849 году, будучи уже европейски известным музыкантом. Он активней, чем многие его современники утверждает в сочинениях черты романтизма, насыщая их яркими образными чертами, переосмысливая традиционные гармонию, ритм и форму. Adagio в данном цикле – развернутое, многоплановое – излагает основные музыкальные темы-образы, причудливые интонации которых, обогащенные ритмически, продолжают свое развитие в Allegro, пронизывая всю музыкальную ткань сочинения. Дуэт солирующего инструмента и фортепиано, отличающийся темброво и технически при использовании различных инструментов, создает иллюзию бесконечно меняющейся музыкальной картины. В сегодняшнем концерте произведение прозвучит в обработке для гобоя, что придает ему новые звуковые краски.
 
Французский композитор и гобоист Жиль Сильвестрини широко известен в современном музыкальном мире. Ему принадлежат камерные произведения для различных инструментов, несколько концертов. Его сочинения для гобоя отличаются особой художественностью, подчеркнутой виртуозностью, технической сложностью. Они часто включаются в концертные программы солистов-виртуозов, используются в качестве конкурсных пьес. Одним из самых известных сочинений Ж. Сильвестрини стал цикл «Шесть этюдов для гобоя соло», где каждая из ярких концертных пьес была создана под впечатлением от какого-либо произведения импрессионистской живописи, и сохраняет то же название. Композитор отмечал: «Я надеюсь вдохновить будущих гобоистов, которые исполняют или исследуют эти пьесы, выйти за рамки восприятия данных опусов только как этюдов и раскрыть, объяснить, что каждое художественное полотно означает, и как мы, музыканты, можем передать это своим исполнением».
Этюд №1 данного цикла носит название «tel des Roches noises à Trouville», он написан по картине Клода Моне, созданной в 1870 году. На полотне изображен один из известных отелей курортного побережья Трувиль в Нормандии, где в свое время останавливались многие известные деятели искусства. Вслед за художником Ж. Сильвестрини создает образ летнего дня, легкого морского бриза, неизменно вводя действующих лиц, ставших частью выразительной картины.
Этюд № 6, носящий название «Le Ballet Espagnol» («Испанский балет»), написан по картине Эдуарда Мане (1862). Испанское искусство стало важнейшей составной частью французского импрессионизма, а зажигательные испанские пляски с их неповторимым ритмом и карнавальной экзотичностью, вошли в искусство и художников, и композиторов. Театрализованная сценка с расположенными по-разному фигурами исполнителей, угадываемые движения, разнообразие инструментов на полотне обрели почти реальное воплощение в звуках этюда Ж. Сильвестрини
 
Один из самых знаменитых французских композиторов ХХ века, участник творческого союза «Шести», Франсис Пуленк вошел в сердца слушателей как автор многочисленных произведений разных жанров. Начинающий композитор дебютировал в 1917 году на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля, имевшей шумный успех. В дальнейшем Ф. Пуленк создал различные сочинения, среди которых выделяются моноопера «Человеческий голос», балет «Новобрачные на Эйфелевой башне», многие выразительные камерно-вокальные и хоровые сочинения. Коллега композитора Дариус Мийо писал: «Франсис Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».
Среди последних сочинений Пуленка — Соната для гобоя и фортепиано (1962), посвященная памяти С.С. Прокофьева. Композиторов связывали тесные профессиональные и человеческие отношения, в наследии каждого из них можно найти строки, посвященные другу. Мемориальный характер Сонаты определил ее строение. Программная последовательность частей (1. Элегия 2. Скерцо 3. Скорбь) предопределила характер звучания: в ней, с одной стороны, отчетливо слышно нарастающее напряжение от мягкой лирики первых тактов к напряженному драматизму финала. Связь с Прокофьевым проявилась и в попытке воссоздания характерных «прокофьевских» образов, возникающих, словно призраки, на страницах Сонаты.
 
Всемирную славу Францу Шуберту — великому австрийскому композитору, одному из основоположников романтизма в музыке, принесли созданные им около 600 вокальных композиций и симфонии (в их числе — знаменитая «Неоконченная»). Но не меньшее значение для европейского искусства имеет и фортепианное наследие композитора, в котором представлены и классические сонаты, и романтические программные фантазии («Скиталец»), а также многочисленные циклы маршей, танцев и других пьес. Особое место в этом ряду занимает вальс – танец, сформировавшийся в городе Ф. Шуберта – Вене и ставший навсегда ее своеобразной визитной карточкой. Композитор, создавший около 250 вальсов, духовно проник в музыкальный быт австрийской столицы, отразив в своих пьесах бальные пристрастия венцев и, вместе с тем, романтически опоэтизировал вальс, наполнив его лирическим содержанием. Популярность вальсов Ф. Шуберта определялась еще и тем, что они были среди немногих сочинений композитора, опубликованных при его жизни. 12 благородных вальсов, созданные композитором, по мнению исследователей, в 1827 году своим характеристическим определением призваны были подчеркнуть их торжественный, бальный, отнюдь не простонародный смысл. Каждая из 12-ти пьес, отличаясь миниатюрностью и сохраняя типовые танцевальные черты, обретает самостоятельный характер, становясь небольшой бальной сценкой. Пьесы непосредственно переходят одна в другую, образуя небольшой цикл, тонально объединенный (половина вальсов написана в тональности До мажор). Все вальсы – светлые, мажорные, лишь девятая пьеса написана в ля миноре. Вальсы, как и все творчество Ф. Шуберта, пронизано песенностью, вторгающейся в танцевальную атмосферу и наполняющей ее проникновенностью.
 
В значительном фортепианном наследии выдающегося венгерского музыканта XIX века Ференца Листа жанр транскрипции, то есть переложения для фортепиано произведений оперной, симфонической, инструментальной и вокальной музыки, занимает особое место. За годы выступлений в качестве пианиста им создано около 200 транскрипций произведений европейских композиторов, целью которых композитор полагал необходимость осуществления просветительской деятельности. Значимое место занимают транскрипции песен Франца Шуберта, к которым Ф. Лист относился с особым трепетом, находя в них созвучные для себя мотивы. Он часто включал цитаты из опусов Ф. Шуберта в свои сочинения. В частности, Ф. Листом в его цикл «Венские вечера» были введены темы нескольких шубертовских пьес, в том числе – мелодии из цикла 12 благородных вальсов. В 1835 году Ф. Лист создает цикл фортепианных транскрипций «12 песен Франца Шуберта», где пьеса № 2 – Баркарола Auf dem Wasser zu singen» – «Петь на воде»), предстает как выразительная, романтически возвышенная пьеса, наполненная изысканной звукописью и филигранным звучанием фортепиано.
 
Три сонаты Шуберта (в каталоге сочинений они значатся под номерами D. 958–D. 960) созданы в последние месяцы жизни композитора. В них часто видят некую трилогию, сродни трем последним симфониям В. А. Моцарта. Соната до минор в четырех частях (1. Allegro moderato. 2. Andante. 3. Menuetto. 4. Allegro) приобрела известность, во многом благодаря своей второй части, нередко исполняемой как самостоятельная пьеса. Вдохновенная красота ее основной лирической темы, главенствующая, словно парящая над остальными музыкальными пластами, лишь в середине ненадолго приобретает драматический оттенок, возвращая в дальнейшем исходный облик. Интересна и третья частьМенуэт, но написанный в быстром темпе, с отдельными шутливыми элементами. Первая и четвертая части менее ярки, но они убедительно раскрывают черты романтической сонаты. 
 
Профессор З.М. Гусейнова.
 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин