500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
К. Дебюсси (1862-1918) – Л. Рок.
Вальс «La plus que lente» для оркестра L 121
(переложение для скрипки и фортепиано)
К. Сен-Санс (1835-1921) – Э. Изаи.
Этюд в форме вальса op.52 №6
(переложение для скрипки и фортепиано)
Г. Венявский (1835-1880).
Блестящая фантазия на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст»
для скрипки и фортепиано op.20
К. Сен-Санс (1835-1921).
Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки и фортепиано ор.28
София Яковенко (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Ирина Рюмина
II отделение
Р. Вагнер (1813-1883) – Ф. Лист.
Увертюра к опере «Тангейзер» S.442
(фортепианная транскрипция)
Ф. Шопен (1810-1849).
Прелюдии, op.28
№7 ля мажор, №8 фа-диез минор,
№9 ми мажор, №10 до-диез минор,
№11 си мажор, №12 соль-диез минор
Ф. Шопен (1810-1849).
Два ноктюрна, op.62
№1 си мажор, №2 ми мажор
Ф. Шопен (1810-1849).
Баллада №2 фа мажор op.38
Александр Ключко (фортепиано)
О программе концерта
В творческом наследии выдающегося французского композитора–импрессиониста Клода Дебюсси фортепианная музыка занимает весьма значительное место. Многие фортепианные сочинения композитора были позднее аранжированы им для других инструментов, к ним относится и Медленный вальс («La plus que lente», буквально «Более чем медленно», «Медленно, и даже более того»). Композитор написал «La plus que lente» в 1910 году, и оно сразу стало одним из репертуарных сочинений. Несмотря на «медленность», запрограммированную названием, вальс построен на чередовании спокойных и относительно быстрых разделов, представляя собой пьесу необычайно изящную, хрупкую и возвышенную.
В 1877 году французский композитор и пианист Камилл Сен-Санс создает Шесть этюдов для фортепиано ор. 52, отличающихся особой виртуозностью и яркостью звучания. В каждую из пьес, помимо этюдного «технического задания», композитор вкладывает своеобразную программу, создавая необычную циклическую последовательность (1. Прелюдия. 2. Этюд для независимости пальцев. 3. Прелюдия и Фуга фа минор. 4. Ритмический этюд. 5. Прелюдия и Фуга Ля мажор. 6. В форме вальса). Последний этюд был аранжирован для скрипки и фортепиано выдающимся бельгийским скрипачем Эженом Изаи, современником и единомышленником Сен-Санса, активно пропагандировавшим его творчество. В результате виртуозная фортепианная пьеса обрела самостоятельную жизнь уже как произведение для скрипки, ставшее одним из самых знаменитых в репертуаре исполнителей.
Опера «Фауст» известного французского композитора Шарля Гуно был написан в 1859 году, и со временем она стала одной из самых знаменитых в мировом репертуаре. Яркие, выразительные темы оперы привлекали внимание многих музыкантов, создававших на их основе уже собственные, как правило, виртуозные концертные сочинения. Наибольшее признание среди них завоевала Блестящая фантазия для скрипки и фортепиано выдающегося польского скрипача и композитора Генрика Венявского, написанная в 1865 году. Для своего сочинения композитор избирает несколько контрастных тем, в том числе «демонические» куплеты Мефистофеля, знаменитый изящный вальс, несколько лирических мелодий, передающих суть событий, и выстраивает на их основе структурно четко оформленную музыкальную композицию. В красочной, колористически богатой Фантазии сочетаются глубина содержания и блестящая концертность, поэтичность высказывания и эффектность звучания; она позволяет по-новому услышать хорошо знакомые мелодии, передающие характер творения Ш. Гуно.
Наиболее яркой областью творчества Камилла Сен-Санса, пользовавшегося большой популярностью у современников была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.
Опера «Тангейзер» создавалась немецким композитором Рихардом Вагнером в начале 1840-х годов и была закончена в 1845 г. В ее основу положены средневековые легенды, связанные с образом рыцаря-миннезингера Тангейзера. Увертюра оперы посвящена раскрытию основных событий сочинения, где противопоставлены мир духовности (крайние части трехчастной формы) и мир чувственности (средняя часть). Композитор находит соответствующее музыкальное решение: крайние части выдержаны в хоральном духе, передающем пение странствующих пилигримов; средняя часть, раскрывающая образ Венеры, опирается на легкие, гимнические темы. Яркая зримость персонажей и драматического действия, передаваемых в Увертюре, позволила Ференцу Листу назвать ее «симфонической поэмой на сюжет оперы», а также сделать ее виртуозную фортепианную версию, ставшую одним из высочайших образцов мирового пианизма.
Слово «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») вошло в музыку позднего Возрождения, где оно обозначало пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия играла в эпоху барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение выдающего польского композитора Фредерика Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности. Данный цикл из 24-х прелюдий ор. 28 стал одним из самых поразительных по красоте, богатству, разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана Шопеном с 1836 по 1839 годы в Париже, в период безусловного утверждения его гениального дарования. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных – мажорных и минорных – тональностей. Лишь дважды в своем цикле Шопен будет показывать в пьесе контрастные образы, во всех остальных миниатюрах он сохранит единый образ-настроение, не изменяющийся до конца прелюдии.
Пьесы разнообразны по содержанию, по жанровым связям, по богатству вокальных и инструментальных интонаций. В них мы можем уловить черты ноктюрна, мазурки, марша и др. Все 24 прелюдии образуют единый цикл, где каждой пьесе отведена особая функция, и все они взаимосвязаны.
Прелюдия № 7 близка по звучанию лирическим мазуркам композитора; № 8 подчеркнуто-романтического характера, она получила у слушателей название «Буря на Майорке»; № 9 отличается торжественно-возвышенным строем; № 10 наполнена активным движением; № 11 носит мягкий, вкрадчивый характер; № 12 с ее стремительной, порывистой ритмикой напоминает скачку.
Жанр ноктюрна («ночной песни») представлен в творчестве Фредерика Шопена самыми лирическими его пьесами. Все ноктюрны (композитором в течение жизни создано около 20 сочинений) отличаются поэтичностью, возвышенностью, романтичностью в выражении чувств. Такие настроения определяют художественное содержание каждого из произведений, но Шопену удается по-разному его передать. Два ноктюрна ор. 62 создавались в 1845-46 годах, они стали последними произведениями композитора в этом жанре и посвящены мадемуазель. Р. де Коннериц. Просветленные, отмеченные особым изяществом и проникновенностью, обе пьесы по-разному раскрывают богатый спектр настроений основного «ночного» образа.
Термин «баллада» вошел в западно-европейскую музыку первой половины 19 века под влиянием поэзии, где он обозначал развернутое повествовательно-драматическое произведение со сложным сюжетом и неожиданной роковой развязкой. Очень часто в основу баллад были положены фольклорные сказания и легенды, придававшие произведениям особый эпический оттенок. На основе поэтических баллад создавались сначала вокально-инструментальные сочинения (одно из самых известных — баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта), затем в творчестве Фредерика Шопена утвердился жанр фортепианной баллады — масштабного, одночастного, структурно сложного сочинения, в котором соединены повествовательное и трагическое начало, острые коллизии и выразительная картинность, выражение лирических чувств и переживаний. Они возникли как отзвуки на выдающиеся поэтические творения И.-В. Гете, Г. Гейне, А. Мицкевича. В написанных композитором в разные годы четырех балладах нет конкретной программы, но в них воплотился характерный для романтиков интерес к историческому прошлому, к фольклорным материалам, к элементам фантастики. С. И. Рихтер, выдающийся интерпретатор музыки Шопена, выразил свое отношение к сочинениям предельно кратко: «Четыре баллады — четыре неба». Все баллады Шопена написаны в совершенно новых для музыкального искусства свободных формах. Одночастные по структуре, они соединяют в себе в то же время черты сонаты, вариаций и других жанров. Балладу № 2 (1837) Шопен посвятил Р. Шуману. Среди всех баллад данное сочинение выделяется своей очевидной «сюжетностью», театральностью. Композитор использует форму, близкую к рондо, в которой постоянно возвращается исходный спокойный, почти фольклорный мотив, передающий «образ сказителя». Но уже после первого его проведения возникнет демоническая тема, создавая угрожающий контраст. Б. В. Асафьев вспоминал об образном решении этого контраста М. А. Балакиревым: «Пастораль и буря!». Сопоставление данных тем в разработке приводит к постепенному ослаблению первого образа, но он достигает своего апогея в мощной коде, и в заключении звучит уже как тоскливое воспоминание.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин