Сен-Санс, Венявский, Дебюсси, Шопен и Вагнер
13 ноября, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в исторический зал Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) на программу цикла «Вечера в Английском зале». Лауреат международных конкурсов, скрипачка София Яковенко исполнит сочинения Сен-Санса, Венявского, Дебюсси. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Ирина Рюмина. В исполнении лауреата международных конкурсов, пианиста Александра Ключко прозвучат сочинения Шопена и Вагнера.
Программу вечера откроет вальс «La plus que Lente» Клода Дебюсси, название которого можно перевести как «Более, чем медленный». Сочиненный в 1910 году, изначально этот вальс не предназначался для слишком медленного исполнения. Композитор отмечал, что «La plus que lent» – некая элегантная пародия на романтическую музыку.
Одним из самых прекрасных этюдов Сен-Санса считается Этюд в форме вальса из сборника Шесть этюдов для фортепиано ор. 52, написанного в 1877 году. Эта пьеса отличается особой красочностью звучания и виртуозностью и была неоднократно аранжирована для различных инструментов. Этюд прозвучит в переложении для скрипки и фортепиано Эжена Изаи.
«Волшебный смычок его до такой степени увлекателен, звуки его скрипки так магически действуют на душу, что этого артиста нельзя довольно наслушаться», - писали современники о Генрике Венявском. Как композитора его интересовала только скрипка. Родные польские мотивы можно различить практически в каждом его сочинении. Будучи исключительным виртуозом, в своих собственных сочинениях он большое значение придавал совершенству техники. В концерте прозвучит Блестящая фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» для скрипки и фортепиано.
Интродукция и Рондо каприччиозо Сен-Санса считается наиболее популярным его сочинением для скрипки. Произведение задумывалось как финальная часть Первого скрипичного концерта, но успех первого исполнения убедил композитора опубликовать его отдельно. Премьера состоялась весной 1867 года в Париже. Дирижировал автор. Солировал Пабло де Сарасате, которому посвящено сочинение.
Фортепианную часть вечера откроет Увертюра к опере «Тангейзер». Пятая по счету опера Вагнера была закончена в 1845 году. Ее сюжет на основе средневековых легенд рассказывает о рыцаре, певце-трубадуре; концепция строится на противоборстве двух «полюсов» - нравственности и греха. Увертюра обобщила основную идею оперы. Сегодня это одна из самых популярных пьес, звучащих как в симфоническом, так и в камерном вариантах. Она прозвучит в фортепианной транскрипции Листа.
Двадцать четыре прелюдии ор.28 Шопена, созданные в 1839 году, охватывают все мажорные и минорные тональности. Цикл построен по принципу контрастности и создает круг образов, отражающих внутренний мир композитора, его мысли, настроения и мечты. В концерте прозвучат прелюдии: №7 ля мажор, №8 фа-диез минор, №9 ми мажор, №10 до-диез минор, №11 си мажор, №12 соль-диез минор.
Ноктюрны Шопен сочинял на протяжении почти 20 лет. С 1827 по 1846 годы им написана 21 пьеса в этом жанре. В ноктюрнах наиболее явно проявились песенные, вокальные черты шопеновской мелодики. Два ноктюрна ор.62, сочиненные и опубликованные в 1846 году, как и другие сочинения этого жанра, основаны на широких кантиленных темах.
В финале вечера прозвучит Баллада №2 фа мажор ор.38 Шопена, посвященная Шуману. Работал над сочинением композитор в 1836-1837 годах. Из всех шопеновских баллад фа-мажорная более всего может считаться сюжетной, драматургия которой почти сродни театральной. Исследователи творчества Шопена склонны считать ее воплощением баллады Адама Мицкевича «Свитезянка» о трагической любви юного охотника и таинственной «лесной девы».
София Яковенко (скрипка), 21 год - студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Татьяны Беркуль). Лауреат I премии XXVI Международного конкурса скрипачей «Андреа Постаккини» (Италия, 2019). Лауреат I премии Международного юношеского конкурса скрипачей «ДеМЮКС» (Екатеринбург, 2019). Обладатель серебряной медали V Манхэттенского Международного музыкального онлайн-конкурса (Нью-Йорк, США, 2020). Лауреат II премии IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). Стипендиат фонда Владимира Спивакова.
Александр Ключко (фортепиано), 24 года - выпускник Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже (класс профессора Рены Шерешевской). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Павла Нерсесьяна). Победитель XX Международного конкурса пианистов Иль-де-Франс (Мезон-Лаффитт, Франция, 2018). Победитель XIII Международного конкурса молодых музыкантов (Москва, 2018). Победитель V Манхэттенского международного музыкального конкурса (Нью-Йорк, США, 2020). Лауреат I премии I Международного конкурса им. С.В.Рахманинова (Москва, 2022).
13 ноября 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500 – 700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96