13
ноября
Четверг
18:30
2014
Стоимость билетов:
200 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Нижний Новгород, Кремль, 2
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (831) 439-11-87
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К. Стамиц (1745-1801). Концерт для флейты с оркестром ор.29

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елена Сухарева (флейта)

П.Чайковский (1840-1893). Вариации на тему Рококо Ля мажор ор.33

Солист – лауреат международных конкурсов
Камиль Мухаметдинов (виолончель)
II отделение

Ф.Мендельсон (1809-1847). Концерт для скрипки с оркестром ми минор ор.64

Солистка – лауреат международных конкурсов
Дарья Олейник (скрипка)

Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии

Художественный руководитель и главный дирижер - Народный артист России Александр Скульский

Дирижер – Народный артист России Александр Скульский

О программе концерта

Карл Стамиц — немецкий композитор и скрипач чешского происхождения, один из наиболее ярких представителей «мангеймской школы». Это творческое и исполнительское направление музыкантов, сложившееся в конце 18 века в одном из городов Германии — Мангейме, во многих отношениях подготовило творческие достижения венского классицизма. Как исполнитель, Стамиц концертировал по всей Европе, в том числе в Санкт-Петербурге. Его перу принадлежит значительное количество инструментальных сочинений, написанных в стиле «мангеймцев» и раннего классицизма — более 50 симфоний, 38 концертных симфоний, более 60 концертов для различных инструментов с оркестром. Концерт для флейты и струнного оркестра Соль мажор (впервые он был издан в 1780 году) относится, наряду с Концертом для альта, к группе наиболее известных сочинений композитора. В нем отчетливо проявляются «предмоцартовские» черты: трехчастность инструментального цикла с характерным соотношением частей (Allegro — Andante non troppo moderato — Rondo. Allegro). Выразительная лирика средней части здесь оттеняет активность первой с ее блестящей каденцией солиста и виртуозность финальной части.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876–1877) П.И. Чайковский посвятил известному виолончелисту Вильгельму Фитгценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии и в исполнении которого сочинение впервые прозвучало.
Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения  с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыкой той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»).
Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная им самим), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена композитором в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели. После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!».
Концерт для скрипки с оркестром ми минор Ф. Мендельсон создает в последний период жизни — в 1844 году, посвятив его известному скрипачу и педагогу Лейпцигской консерватории Фердинанду Давиду. Со времени первого исполнения сочинения и до настоящего времени Концерт остается одним из самых репертуарных скрипичных сочинений, к нему приобщаются многочисленные солисты и слушатели, профессионалы же нередко создают собственные его исполнительские редакции, в их числе — крупнейший представитель петербургской скрипичной школы Леопольд Ауэр.
Концерт аккумулирует в себе лучшие черты, отличающие музыку композитора — необычайно богатую, выразительную мелодику, бесконечный лиризм, классическую стройность и уравновешенность формы. К этому добавляются виртуозность и блеск скрипичной партии, позволяющие исполнителю передать все оттенки переживаний лирического героя. Композитор сохраняет в своем сочинений три традиционные части. Первая (Allegro molto appassionato) написана в форме сонатного аллегро, три темы которого — романтически-напевная, драматически-взволнованная и лирически-созерцательная — раскрывают основные грани образного содержания музыки Мендельсона. Вторая часть (Andante), возникающая без перерыва вслед за первой, близка по характеру знаменитым «Песням без слов». Финал (Allegretto non troppo — Allegro molto vivace) решен композитором как стремительная, наполненная радостью и ликованием, виртуозная пьеса, перекликающаяся своими настроениями с эпизодами музыки Мендельсона к спектаклю «Сон в летнюю ночь».

Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Режим работы кассы:
11.00-19.00 (обед 14.00-14.30)
+7 (831) 439-11-97

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин