10
ноября
Суббота
18:30
2012
Стоимость билетов:
100 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Ярославль, ул.Максимова, д.13
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (4852) 30-92-65
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

М.Глинка (1804-1857). Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
 
А.Хачатурян (1903-1978). Концерт для скрипки с оркестром
 

Солистка – лауреат международных конкурсов
Эвелина Багларова (скрипка)
II отделение

П.И. Чайковский (1840-1893). Концерт №1 для фортепиано с оркестром
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Зульфат Фахразиев (фортепиано)

Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр

Дирижер – лауреат международных конкурсов Станислав Кочановский

IN ENGLISH

О программе концерта

Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (1840-1893) си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди все фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
Премьера оперы М.И. Глинки (1804-1857) «Руслан и Людмила» состоялась в 1842 году. Написанная на сюжет юношеской поэмы А.С. Пушкина, она стала первой в истории русской музыки сказочно-эпической оперой, в которой раскрываются волшебные картины Древней Руси. Основной в опере является тема столкновения сил добра (образы Руслана, Финна, Людмилы) и зла (образы Черномора, Наины), которые переданы новаторски ярко, музыкально живописно. Главная идея произведения — торжество светлого начала — раскрывается с первых тактов, уже в увертюре, в основу которой положена музыка, в дальнейшем возвращающаяся в финале оперы и как бы ее обрамляющая. Стремительная, соединяющая героические и лирические образы сначала, увертюра в среднем своем разделе использует таинственные, фантастические звучания, олицетворяющие злые силы, и таким образом с самого начала предопределяет развитие событий оперы.
Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) — выдающийся армянский композитор, профессор Московской консерватории, автор целого ряда получивших мировую известность инструментальных и театральных сочинений, среди которых на первый план выходят балеты «Гаянэ» и «Спартак». Его искусство опирается на напевы родной Армении, интонации народных песен и танцев пронизывают все творчество. Скрипичный концерт, написанный композитором в 1940 году, остается одним из самых репертуарных сочинений, показавшим образец гениального сочетания принципов европейского жанра и народного мелоса. Хачатурян отмечал, что фольклорную тему он рассматривает как «животворное зерно, как первоначальную интонационную ячейку, которую можно свободно и смело развивать, перерабатывать, обогащать».
Традиционное трехчастное строение Скрипичного концерта позволило композитору создать яркие картины жизни и быта своего народа, передать красоту земли. Крайние части (1. Allegro con fermezza, то есть «твердое, уверенное аллегро» и 3. Allegro vivace) построены на темпераментных танцевальных темах, которые композитор вдохновенно развивает, создавая почти зримые образы народной пляски (не случайно одним из самых известных произведений композитора остается его «Танец с саблями»!). Средняя, лирическая часть (Andante sostenuto) воссоздает образ народного музыканта-ашуга, исполняющего бесконечно выразительный, редкий по красоте наигрыш-импровизацию. Концерт воспринимается как нечто целостное, благодаря объединению частей интонациями тем из первой части, пронизывающими все последующие разделы. Хачатурян в своем сочинении широко использует интонационно-ритмические и ладо-гармонические особенности национального фольклора, виртуозно сочетая их с приемами европейской классической музыки.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Эвелина Багларова