09
ноября
Суббота
18:00
2013
Стоимость билетов:
100 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Ярославль, ул.Максимова, д.13
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (4852) 30-92-65
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
«Музыка и молодость в расцвете»
I отделение

К. Рейнеке (1824-1910). Концерт для флейты с оркестром ре мажор оp. 283

Солистка – лауреат международных конкурсов
Александра Зверева (флейта)

А.Томази (1901-1971). Концерт для саксофона с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Серафима Верхолат (саксофон)
II отделение

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №3 для фортепиано с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Дарья Киселева (фортепиано)

Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный деятель искусств РФ Александр Полищук

О программе концерта

Имя Карла Рейнеке(1824-1910) — немецкого пианиста, дирижёра, композитора и музыковеда — было хорошо известно в Европе. Он преподавал в Лейпцигской консерватории (среди его учеников были Э. Григ, М. Чюрленис и др.), более 30 лет возглавлял оркестр Гевандхауза. В 1883 и 1889 годах Рейнеке выступал в России с исполнением собственных сочинений. Обширный список творений Рейнеке включает произведения разных жанров, в которых отчетливо слышны влияния крупнейших немецких музыкантов того времени — Р. Вагнера и И. Брамса. Из масштабного наследия композитора в наши дни можно услышать только несколько произведений, в том числеКонцерт для флейты с оркестром, написанный в 1908 году, когда композитору было уже 84 года. Он решен Рейнеке как лирическое в целом произведение, где господствуют ностальгические настроения, стремление к красоте музыкального звучания,  разнохарактерное использование солирующего инструмента. Композитор нигде не выходит за рамки традиционной концертной формы; первая часть Концерта (Allegromoltomoderato) с его живописными, почти пейзажными настроениями сменяется лирической зарисовкой второй части (Lentoemesto); завершается все ярким финалом (Finale, moderato), состоящем из нескольких разнохарактерных эпизодов.
Французского композитора и дирижераАнри Томази (1901-1971), выпускника Парижской консерватории, руководителя Национального оркестра Франции, знают на Родине как автора многих разнообразных произведений, среди которых особое место отведено жанру инструментального концерта.Как все композиторы его поколения, Томази испытал сильнейшее влияние К. Дебюсси и М. Равеля, но избрал в дальнейшем самостоятельный путь, с одной стороны широко используя фольклорные напевы его родной Корсики, с другой — опираясь на двенадцатитоновую технику и включая в сочинения джазовые элементы. Все это отчетливо проявляется в его знаменитом Концерте для саксофона с оркестром, созданном в 1949 году. В сочинении, написанном в свободной одночастной форме, перед слушателями разворачивается ряд пестрых картин–эпизодов, где представлены и философское размышление, и джазовая импровизация, и драматические сценки. Привлекательная мелодика, остро современные ритмы, специфический тембр саксофона создают особую музыкально–урбанистическую атмосферу, в которой нетрудно распознать образы Парижа послевоенных лет.
Фортепианные концерты С.С. Прокофьева(1891-1953) обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт № 3 написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante- Allegro) - возвышенное solo кларнета - затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegromanontroppo) по характеру близок Первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
 
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Дарья Киселева