06
ноября
Суббота
18:00
2021
Стоимость билетов:
180-250 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Ярославль, ул.Максимова, д.13
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (4852) 30-92-65
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К.М. фон Вебер (1786-1826). Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор op.74

Солистка – лауреат международного конкурса
Нонна Липартелиани (кларнет)

К. Нильсен (1865-1931). Концерт для флейты с оркестром FS119

Солист
Марк Яковлев (флейта)

С. Прокофьев (1891-1953). Концерт №2 для фортепиано с оркестром  соль минор оp.16

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Гайдей (фортепиано)

Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр

Дирижер – лауреат Всероссийского конкурса Андрей Колясников

IN ENGLISH

О программе концерта

В наследии немецкого композитора-романтика Карла Марии фон Вебера произведения для кларнета играю важную роль; им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течении одного, 1811 года. Оба Концерта для кларнета с оркестром создавались К. М. Вебером непосредственно друг за другом и впервые исполнены в 1811 году. Как и все произведения с участием кларнета, они были написаны К. М. Вебером для известного кларнетиста того времени Генриха Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. В Концерте № 2 композитор сохраняет традиционную трехчастную форму сочинения (Allegro – Romanza. Andante Recitativo – Alla Polacca), но одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета – виртуозная, ритмически сложная вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений К.М. Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
 
Карл Август Нильсен считается одним из основоположников современной композиторской школы Дании, крупнейшим представителем музыкальной культуры Скандинавии. Он известен как автор более 160 сочинений разных жанров, среди которых особо значимы его симфонии и инструментальные концерты. К. Нильсеном в разные периоды жизни созданы концерты для скрипки, для флейты, для кларнета, написанные в романтических традициях и завоевавшие мировое признание. Концерт для флейты с оркестром композитор создает уже на склоне лет, в 1926 году, обозначив в нем наиболее характерные черты своего творческого почерка. Стремление передать смысл и полноту жизни, ее изменчивость и духовную красоту определили круг выразительных средств, претворенных в Концерте. В своей книге «Живая музыка» К. Нильсен писал: «Я не знаю ни печали, ни радости, ни веселья, ни боли, но я умею плакать, смеяться веселиться и горевать. Безгранично и бесконечно». Это творческое кредо последовательно претворяется в сочинении, которое предстает как масштабная двухчастная композиция со звучащей словно на одном дыхании первой частью (Allegro moderato) и разнохарактерной, складывающейся как последовательность выразительных эпизодов второй (Allegretto - Adagio ma non troppo - Allegretto - Tempo di marcia). Большую роль играют в Концерте начальная квартовая интонация, воспринимающаяся как призыв и в дальнейшем проявляющаяся во многих разделах, а также мотив с настойчиво повторяющимся тоном, приобретающим в разных темах то оттенок настойчивого вторжения, то нерешительность лирического высказывания. Завершает вторую часть и Концерт в целом маршевый эпизод, необычно решенный композитором в размере 6/8. Роль солирующей флейты в сочинении чрезвычайно значима; виртуозная, включающая сложнейшие элементы современной исполнительской техники, она в то же время остается выразительным инструментом, способным передать все грани человеческих переживаний. Сочинение посвящено известному датскому флейтисту Х. Гилберт-Джесперсену (1890-1975), который первым исполнил Концерт в Париже в 1926 году.
 
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был написан С.С. Прокофьевым в 1913 году, но впоследствии композитор вернулся к произведению, создав в 1923 году новую редакцию. Первое, авторское исполнение сочинения в 1913 году был оценен публикой неоднозначно: одни слушатели приняли сочинение восторженно, большинство же, из-за «футуристического стиля» произведения, отнеслось к нему отрицательно. Концерт поразил всех сложностью технических приемов, блеском пианизма, сложнейшей инструментальной фактурой. Лишь со временем Концерт приобрел славу одного из самых ярких фортепианных концертов ХХ века. Композитор посвятил его памяти своего друга Максимилиана Шмидтгофа.
Сочинение написано в четырех частях. Первая часть (Andantino-Allegretto) очень необычна по драматургии. Здесь нет традиционной формы сонатного аллегро, основную смысловую нагрузку несет медленное Andantino с его выразительной аскетичной темой. Контрастом ей выступает танцевальная по характеру тема; соединение их в масштабной разработочной части также необычно: разработка дана в виде каденции, которая, по словам Б. Асафьева, является «небывалым в фортепианной музыке по длительности напряжения нарастанием».Вторая часть (Scherzo. Vivace) – блистательная, остроумная пьеса, сменяющаяся в третьей части мрачным Intermezzo, наполненным фантастическими элементами. Четвертую часть (Allegro tempestoso) с ее монументальностью и размахом известный критик В. Каратыгин определил как «циклопическая постройка», подчеркивая тем самым необычность содержания и художественно – технического решения раздела.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин