05
августа
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Диалог эпох"
I отделение

В.А.Моцарт (1756-1791). Анданте для флейты и фортепиано
Ф.Шуберт (1797-1828). Интродукция и вариации на тему "Засохшие цветы"
Ф.Гобер (1879-1941). Баллада для флейты и фортепиано
Х.Холлигер (р.1939). "Молчание воздуха" для флейты соло
А.Жоливе (1905-1974). Концерт для флейты и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Морозов (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Николай Саратовский
II отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827). Соната №23 "Аппассионата" фа минор
М.Равель (1875-1937). Сонатина для фортепиано фа диез минор
П.И.Чайковский-С.Фейнберг (1890-1962). Скерцо из симфонии №6

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Николай Саратовский (фортепиано)

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

ENGLISH

О программе концерта

Произведения для флейты занимают существенное место в наследии В. А. Моцарта, создававшего для этого инструмента сонаты, концерты, отдельные пьесы. Это могли быть сочинения для флейты в сопровождении фортепиано или оркестра, которые, в свою очередь, аранжировались для фортепиано. К таковым относится Анданте C-Dur, написанное композитором в 1778 году. Одночастная, в медленном темпе пьеса — словно изящная зарисовка в галантном стиле, где флейта, солирующая на протяжении произведения, передает тончайшие оттенки лирического настроения.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи Вильгельма Мюллера, написанный Францем Шубертом в 1823 году, является одним из самых известных в творчестве композитора. История несчастливой любви юноши к дочери хозяина мельницы выражена композитором в последовательности песен, где чередуются светлые и грустные настроения. Песня «Засохшие цветы» составляет одну из драматических кульминаций цикла, где происходит смысловой поворот от жизнерадостного мировосприятия героя к разочарованию, осознанию мысли о безответности своей любви. Одна из центральных тем стихотворения – мысли о смерти главного героя, высказывающего пожелание, «чтобы цветы, которые когда-то дала ему она – прекрасная мельничиха – положили вместе с ним в могилу».  Уже в 1824 году композитор завершает Интродукцию и вариации для флейты и фортепиано на тему песни «Засохшие цветы». Произведение предназначалось для друга Шуберта, известного в Вене флейтиста Ф. Богнера. Но не только желание создать сочинение для друга руководило композитором; тембр флейты привлекал его возможностью заменить голос более отстраненным, самостоятельным звучанием с большими техническими возможностями, которому в то же время приданы «человеческие» черты. Композитор выстраивает цикл довольно необычно: он начинает не с изложения темы песни, а с интродукции, словно напоминающей предысторию событий. Затем проводится почти неизмененная тема и семь разнохарактерных ее вариаций, направленно развивающих тему в движении к кульминации цикла – Вариации № 7. Здесь печальная тема песни обретает характер энергичного марша.
Филипп Гобер – французский флейтист, композитор, профессор и главный дирижер оркестра Парижской консерватории. Он известен как автор многих разнохарактерных произведений для флейты, среди которых выделяются фантазии, программные пьесы и проч. Его творчество несет на себе отчетливое влияние Г. Форе и К. Дебюсси, композитор продолжает столь ярко представленную во французской музыке лирико-импрессионистическую традицию. Баллада для флейты и фортепиано (1927) сохраняет все основные черты романтической музыкальной баллады, утвердившейся в европейской музыке со времени Ф. Шуберта и Ф. Шопена. Масштабное одночастное сочинение, в основе сюжетного повествования которого лежат народные легенды, дало композитору возможность передать в разнохарактерных эпизодах и драматичность действия, и лиричность высказывания, и картинную пейзажность.
Гобоист и дирижер, автор многих сочинений, Хайнц Холлигер считается главой современной швейцарской композиторской школы. Его произведения отличаются необычной образной наполненностью, современной техникой письма, исполнительской сложностью. Среди его учителей в Базельской академии музыки — Пьер Булез, который оказал серьезное влияние на формирование Холлигера как композитора. Оно в полной мере проявилось в одном из самых известных сочинений — пьесе «Молчание воздуха» для солирующей флейты.
Имя французского композитора Андре Жоливе стало известно публике в середине 1930-х годов, когда он, наряду с О. Мессианом и другими музыкантами, создал творческую группу «Молодая Франция», ставящую своей художественной задачей возрождение принципов романтизма. Эти взгляды затем отчетливо проступают в сочинениях Жоливе, наполненных особым отношением к человеку и его переживаниям. Композитор писал: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». Концерт для флейты с оркестром (он известен и в переложении для флейты и фортепиано) соединяет в себе характерные стилевые черты романтизма, сопряженные с экспрессионизмом. Одночастная композиция обнаруживает черты внутреннего цикла и состоит из нескольких контрастных разделов (Andante cantabile — Allegro scherzando — Largo — Allegro risoluto). Они создают динамичную композицию, начинающуюся с певучего Анданте и завершающегося динамичным Аллегро.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato — воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных сонат Людвига ван Бетховена. Композитор закончил ее в 1806 году, в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила уже после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира».
Трехчастный цикл представляет собой как бы единое целое, и движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), где все темы так ли иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на унисонном движении по тонам минорного трезвучия. Неожиданна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Вторая часть Аппассионаты характеризуется большей глубиной, философским размышлением. Она решена композитором как Andante (Andante con moto) в форме вариаций, где спокойная тема хорально-гимнического типа развивается в четырех вариациях. Финал относится к числу самых трагичных у Бетховена. Предельно драматичный (Allegro ma non troppo – Presto), он вторгается attacca, то есть сразу после второй части, неся в себя безостановочный поток волн пассажей и передавая бурю душевных страстей.
Выдающийся представитель французского импрессионизма Морис Равель создал одно из самых популярных своих сочинений – Сонатину для фортепиано фа диез минор в 1905 году. Композитор избрал для своего сочинения традиционную трехчастную форму, обращаясь в качестве образца, в определенной мере, к камерным опусам Франсуа Куперена. Все части Сонатины (1. Modere. 2. Mouvement de Menuet. 3. Anime) очень просты, но изящны и изысканны. Пленительные темы, прозрачная фактура, отстраненность от проблем современности — все это рождает ощущение смещенности во времени, возможности хотя бы на краткий миг вернуть давно забытое.
Симфония № 6 — последняя в наследии П. И. Чайковского, написанная в 1893 году и прозвучавшая впервые под руководством композитора за несколько дней до смерти. Название «Патетическая» было предложено братом Модестом Ильичем. Симфония, с одной стороны, подводит итог творческим исканиям музыканта, с другой — обращена в будущее. Исследователь А. И. Климовицкий называет произведение «пророческим», отмечая, что «композитор затронул в ней такие грани человеческой психики, которые станут объектом художнического интереса только в XX столетии». Тема жизни и смерти, глубоко волновавшая композитора, воплощена здесь с поразительной силой, а парадоксальное соотношение частей объясняется новаторством драматургии сочинения. Третья часть Скерцо призвана передать и подчеркнуть красоту и мощь жизни, ее необыкновенную силу, стихию борьбы. Скерцо строится как переход от разрозненно возникающих мотивов к четко организованному маршу, колоссальному по звучанию, утверждающему грозное начало. Известный пианист композитор, пианист, педагог Самуил Евгеньевич Фейнберг сделал виртуозную фортепианную транскрипцию Скерцо, сумев сохранить в ней образный смысл и оркестровую красоту.
 
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин