18
апреля
Среда
19:00
2012
Стоимость билетов:
500 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Северная виолончель»
I отделение

А. Вивальди (1678-1741) Соната №5 ми-минор
Э.-П.Салонен (р.1958) Shine для виолончели соло
Р. Штраус (1864-1949) Соната для виолончели фа-мажор. op.6

Исполняет – профессор Академии имени Сибелиуса (Хельсинки)
Мартти Роуси (виолончель)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Орловецкий (фортепиано)
II отделение

Ф. Куперен (1668-1733) Дуэт для двух виолончелей
Г. Гендель (1685-1759) Соната для двух виолончелей и фортепиано.

Исполняет – профессор Академии имени Сибелиуса (Хельсинки)
Мартти Роуси (виолончель)
Исполняет – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Орловецкий (фортепиано)

О программе концерта

Имя Антонио Лучо Вивальди (1678—1741) — венецианского композитора, скрипача, педагога, дирижёра известно в мире музыки, как крупнейшего мастера ансамблево-оркестрового концерта, получившего название «кончерто гроссо», а также как автора около 40 опер. Наибольшую известность ему принесла серия из 4-х скрипичных концертов «Времена года». В полной мере искусство Вивальди было открыто лишь в ХХ веке, хотя его влияние на европейскую музыку, в частности, в жанрах концерта и сонаты, испытали многие музыканты, в том числе – великий И.С. Бах.
В жанре сонаты Вивальди написано более 100 произведений для различных инструментов с бассо континуо, среди них более 10-ти для виолончели. Соната ми минор приобрела особую известность, благодаря выразительности музыкального материала, стройности формы, энергии движения. Сопоставление контрастных темпов (Largo и Allegro) дает композитору возможность создать в рамках четырехчастной Сонаты полярные по настроению пьесы, в стилевом отношении точно передающие характерные черты искусства своего времени.
Эса-Пекка Салонен (род. в 1956 году) — известный современный финский композитор и дирижёр, выпускник Академии Сибелиуса в Хельсинки, создатель камерного оркестра «Avanti!». В 1984-1995 годах он возглавлял Симфонический оркестр Шведского радио, в 1992-2009 был руководителем Симфонического оркестра Лос-Анджелеса. Салонен выступает как активный пропагандист современной музыки, и в собственных сочинениях он проявляет себя как яркий новатор. Среди его наиболее известных произведений – «Wing On Wing» («Крыло на крыло») для двух сопрано, магнитофона и оркестра, «Лос-Анджелесские вариации для оркестра», Концерт для саксофона с оркестром «…auf den ersten Blick und ohne zu wissen…», («…на первый взгляд и не зная…») по роману Ф. Кафки «Процесс» и др. Пьеса «Shine» («Блеск») для виолончели соло относится к числу сочинений композитора, в которых отчетливо проявляются его особое звуковосприятие, стремление к жанровой трансформации и попытка переосмысления традиционных инструментальных приемов.
Творчество крупнейшего немецкого композитора, дирижера, музыкально-общественного деятеля конца XIX – первой половины ХХ века Рихарда Штрауса тесно связано с жанрами оперы и программной симфонической поэмы. Продолжатель романтических традиций, Р. Штраус стал одним из ярких представителей экспрессионизма и позднее неоклассицизма, в творчестве которого органично сочетались черты разных стилей: философская углубленность и буффонная комедия, подчеркнутая экспрессия, сложность музыкального языка и нарочитая простота, классичность выразительных средств.
Написанная в 1882 году Соната F-dur для виолончели и фортепиано обозначила наиболее характерные черты творчества 19-летнего композитора, еще сохраняющего традиции предшественников. Штраус посвящает сонату своему современнику, чешскому виолончелисту Гансу Вихану, первым исполнившему новое произведение. Три части Сонаты (I. Allegro con brio II. Andante ma non troppo III. Finale. Allegro vivo), несмотря на молодость автора, уже позволяют увидеть в нем будущего создателя «Саломеи» и «Электры», ряда выдающихся симфонических творений.
Франсуа Куперен (1668-1733) – выдающийся музыкант эпохи французского классицизма, композитор, клавесинист и органист, самый знаменитый представитель музыкальной династии Куперенов (он получил у современников прозвище «великий»). Основная сфера его деятельности – музыка для клавесина, возможности которого он раскрыл в полной мере, создав ряд художественно выразительных и технически совершенных пьес и проявив при этом неистощимую мелодическую изобретательность и мастерство. Среди других сочинений Куперена –
духовные и камерно-инструментальные произведения для различных составов. В них композитор привносит ряд новых, по сравнению с предшественниками, черт: образность, часто определенную программным замыслом, стремление раскрыть ее яркими музыкальными средствами, богатство выразительных приемов.
В творчестве Куперена разнообразно представлен жанр концерта, который композитор преимущественно рассматривал как инструментальный ансамбль для разных составов, часто объединяя концерты в циклы, сопровождавшиеся названиями. Концерт Соль мажор написан для двух виолончелей и входит в состав цикла «Объединенные вкусы». Необычность названия Куперен разъяснил в предисловии к сборнику: «Итальянский и французский вкус во Франции издавна разделяют Республику Музыки: что до меня, то я постоянно воздавал должное уважение тем сочинениям, которые этого заслуживают, невзирая на авторов и их нации». Поэтому он свободно соединяет в концертах черты, характерные для итальянской и французской музыки того времени. Концерт Соль мажор открывается быстрой Прелюдией. Вторая его частьАрия передает элегическое настроение. Сменяющая ее Сарабанда сохраняет традиционный характер старинного танца, а финальная Чакона, сопровождающаяся авторским указанием légére (мягкий) объединяет звучание всех предшествующих частей.
Имя выдающегося немецкого композитора Георга Фридриха Генделя (1685-1759), большую часть жизни проработавшего в Англии, связано в искусстве с эпохой барокко, отмеченной рождением важнейших музыкальных жанров. Гендель успешно создавал многочисленные оперы, хоровые, камерно-инструментальные произведения для разных составов. К числу наиболее известных принадлежат трио-сонаты, написанные в традиционном для этого времени стиле. Инструментальный состав таких сочинений предполагал участие трех струнных инструментов (эта особенность и отражалась в названии – «трио») с сопровождением клавесина, дублирующего нижний голос струнного инструмента. Обычно трио-сонаты по форме были близки многочастной итальянской сюите, построенной на чередовании быстрых и медленных разделов. Этой же традиции следует и Гендель, создавая свои сочинения, особенно в ранний период творчества. Позднее многие трио-сонаты подверглись редактированию, в том числе и самим автором, на их основе возникали сонаты для новых инструментальных составов. К их числу относится и Соната для двух виолончелей и фортепиано, ее редакция принадлежит французскому виолончелисту Л. Фейяру. Традиционный сюитный принцип, опора на элементы старинных танцев не ограничили творческого замысла композитора, сумевшего на основе выразительных, разнохарактерных тем создать единую в своем звучании циклическую сонату, умело используя богатые тембровые возможности виолончельного дуэта.
                                                Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Martti Rousi foto
Алексей Орловецкий