15
марта
Пятница
19:00
2013
Стоимость билетов:
300-400 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
фортепианный вечер
Произведения Ференца Листа исполняются ко дню независимости Венгрии
I отделение

Ф. Лист (1811-1886) Венгерская рапсодия №18 fis-moll,
Трансцендентный этюд №1 C-Dur,
Трансцендентный этюд №2 a-moll,
Венгерская рапсодия №13 a-moll
Ф. Шопен (1810-1849) Этюд ор. 25 №12 c-moll
С. Рахманинов (1873-1943) Элегия ор.3 es-moll,
Этюд-картина ор.33 №5 cis-moll,
Прелюдия ор.23№5 g-moll,
Прелюдия ор.32 №5 G-Dur,
Прелюдия ор.23 №2 B-Dur

Солист – лауреат международных конкурсов
Родион Шемереко (фортепиано)
II отделение

Ф. Лист (1811-1886) Сонет Петрарки №123 As-dur,
Трансцендентный этюд S139 №10 f-moll,
Трансцендентный этюд S139 №4 «Мазепа» d-moll,
Серые облака S199 g-moll,
Венгерская рапсодия №11 a-moll,
Венгерская рапсодия №15 a-moll,
Венгерская рапсодия №6 Des-dur

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Павлова (фортепиано)

О программе концерта

Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных мелодиях: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885.
Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша.
К жанру фортепианного этюда Ференц Лист обратился уже в начале творческого пути. Особое место в его наследии занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающее нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствует уровню виртуозности. Над циклом этюдов Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск и техническая задача всецело подчинялись поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется в названиях сочинений или авторских указаниях особенностей исполнения. Этюд № 1 «Прелюдия», открывающая цикл, посвящена К. Черни; № 2 сопровождается авторским указанием «a capriccio» («капризно»); № 10 — драматически насыщенная, виртуозная пьеса; № 4 носит название «Мазепа» и передает звуки битвы, бешенной скачки, грохота орудий.
1835–1839 годы Ф. Лист провел в Швейцарии и Италии. В этот период слава Листа как крупнейшего виртуоза-исполнителя, создателя нового концертного пианистического стиля, достигла апогея. В композициях этих лет он стремился отобразить все, что привлекало его внимание — образы природы, произведения живописи, скульптуры, литературы. Они запечатлевались композитором в своеобразных «музыкальных картинах» — программных пьесах, образовавших цикл «Годы странствий». Первые пьесы возникли в начале 1830-х годов, последние — в конце 1870-х. В 1842 году Лист, предваряя публикацию пьес, написал в предисловии: «Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений».
Название цикла «Годы странствий» (в более точном переводе — «Годы паломничества») навеяно произведением Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», из которого композитором заимствованы эпиграфы большинства пьес. Они дополняют программные названия произведений, к ним были присоединены рисунки, предпосланные в первом издании каждому сочинению. Пьесы «Первого года» связаны, в основном, с картинами природы, «Второго года» навеяны творениями Данте, Петрарки, Рафаэля. Своеобразным лирическим центром цикла являются три «Сонета Петрарки» (№№ 47, 104, 123), где фортепиано «пропевает» стихи великого поэта. Сонет Петрарки № 123 по своей экспрессии, глубине чувств, изысканности изложения оказывается сродни знаменитым листовским «Грезам любви».
Сонет № 123
      Внезапную ту бледность, что за миг
      Цветущие ланиты в снег одела,
      Я уловил, и грудь похолодела,
      И встречная покрыла бледность лик.
      Иных любовь не требует улик.
      Так жителям блаженного предела
      Не нужно слов. Мир слеп; но без раздела
      Я в духе с ней - и в мысль ее проник.
      Вид ангела в очарованье томном -
      Знак женственный любовного огня -
      Напомню ли сравнением нескромным?
      Молчанием сказала, взор склоня
      (Иль то мечта?),- намеком сердца темным:
      "Мой верный друг покинет ли меня?"

«Серые облака» для фортепиано были созданы Ф. Листом в 1881 году. Небольшая пьеса негромкого, медленного звучания словно предвосхищает волшебную «звукопись» будущих импрессионистов. Здесь нет привычной листовской виртуозности, и композитор предстает как мастер, способный в пейзаже передать глубокое человеческое чувство.
В богатом, премущественно фортепианном наследии выдающегося польского музыканта-романтика Фредерика Шопена (1810-1849) традиционные жанры предстают в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса у композитора преобразилась в сложнейший жанр, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Все 27 этюдов Шопена пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны. Наибольшую известность приобрел Этюд № 12 до минор, часто называемый «революционным», который был написан после трагических событий в Польше. Интересно фактурное решение, найденное Шопеном: тема, построенная на коротких, многократно повторяемых мотивах, воспринимается как призыв и отчаяние; она звучит на фоне бурных пассажей арпеджированных аккордов сопровождения, создающих ощущение трагедийности и протеста.
Яркий пианизм и вдохновенность высказывания пронизывают все творчество С.В. Рахманинова (1873-1943), проявляя себя в первую очередь в его фортепианных произведениях. Элегия, написанная им в ранние годы, несомненно соответствует первоначальному смыслу слова — «жалоба». Но под пером композитора она стала развернутой, драматургически сложной пьесой, приобретшей черты фантазии, где исходная интонация боли разрастается до масштабов трагедии. Элегия входит в состав цикла «Пьесы-фантазии», написанного в 1892 году и посвященного А.С. Аренскому, у которого Рахманинов учился в консерватории.
Фортепианные этюды Рахманинов уже не рассматривает как виртуозно-технические пьесы, традиционный жанр у композитора получает название «Этюды-картины», где на первый план, как у Листа и Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет пьесы в цикл ор. 33 (закончен в 1911 году), где каждая из них несет в себе высокий художественный смысл. Среди них особое место занимает Этюд-картина № 5 до диез минор, в которой сосредоточено столь значимое для композитора «русское» начало, проявляющееся в характерных попевках, колокольных отзвуках, напряженной ритмической динамике. Пьеса по характеру, по интонационному строю, по общему колориту перекликается со знаменитой прелюдией в той же тональности, написанной в юношеские годы.
Жанр прелюдии представлен в творчестве С.В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и нескольких отдельных сочинениях. Композитор преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, они по масштабам приближаются к развернутым музыкальным пьесам. Прелюдия соль-минор (ей предпослано авторское указание Alla marcia) относится к числу самых известных фортепианных сочинений композитора: развернутая трехчастная композиция, где крайние части со своей неимоверной энергией, напором, насыщенной аккордовой фактурой производят ощущение неукротимой стихии, дикой энергии, мощного камнепада, а средняя — бесконечная рахманиновская мелодия, способная выразить чувство безграничной любви. Прелюдия Соль мажор переносит слушателей в иную сферу волшебной лирики, мягкого пейзажа, в котором растворяется душа человека. Прелюдия Си бемоль мажор (композитор предваряет ее указанием Maestoso) — еще один образец по-рахманиновски мощной фортепианно пьесы, где «буря и натиск» уступают место нежной певучей лирике.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Родион Шемереко
Анна Павлова