200 - 300 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
I отделениеК.М. Вебер (1786-1826).
Концертино для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор op.26
К. Дебюсси (1862-1918).
Первая рапсодия для кларнета с оркестром соль-бемоль мажор L.116
Филипп Создателев (кларнет)
Н. Розауро (р.1952).
Концерт №1 для маримбы и струнного оркестра ля минор ор.12 (1986)
Андрей Тарануха (ударные инструменты)
II отделение
Л.А. Лебрен (1752-1790).
Концерт №1 для гобоя с оркестром ре минор (1770)
Фёдор Освер (гобой)
К. Сен-Санс (1835–1921).
Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор op.33
Василий Степанов (виолончель)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Главный дирижер Народный артист России Александр Чернушенко
Дирижер Заслуженный артист России Алексей Васильев
О программе концерта
В наследии немецкого композитора-романтика Карла-Марии фон Вебера произведения для кларнета играю важную роль; им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течении одного 1811 года. Важное место среди них отводится Концертино для кларнета с оркестром Ми-бемоль мажор. Создание Вебером сочинений для кларнета было во многом обусловлено дружбой с исполнителем-виртуозом Генрихом Бёрманом, который открыл композитору великолепные возможности кларнета. Вебер охотно включал кларнет в свои партитуры, поручая ему выразительные соло в оперных и симфонических опусах. Концертино (небольшой концерт) Ми-бемоль мажор обнаруживает целый ряд особенностей, характерных уже для романтического искусства: оно написано как масштабная одночастная композиция с внутренне контрастными разделами (1. Adagio ma non troppo. 2. Andante. 3. Allegro). Основные темы Концертино построены на интонациях немецких народных песен, естественно определивших особенности музыкального языка композитора во всех его сочинениях. В произведении очевидно стремление Вебера к созданию свободной, фантазийной композиции, столь значимой в творчестве всех романтиков.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Современный бразильский композитор и перкуссионист (исполнитель на ударных музыкальных инструментах) Нэй Розауро окончил университет в Бразилии, затем учился в Германии, в Вюрцбургской Высшей школе музыки. В 1975-1987 гг. он преподавал на кафедре ударных инструментов в Школе музыки в Бразилии, одновременно играя на литаврах в оркестре Национального музыкального театра. С 2000 по 2009 год Розауро возглавлял кафедру ударных инструментов в Университете Майами. Им создано множество произведений для ударных инструментов, в том числе два концерта для маримбы с оркестром или ансамблем. Первый из них был написан композитором в 1986 году. Стиль Н. Розауро строится на соединении ярких мелодий и зажигательных ритмов, характерных для бразильского фольклора. Богатая музыкальная фантазия композитора, свободное владение современными приемами письма, использование разнообразных звуковых эффектов делают сочинения композитора привлекательными для слушателей во всех странах мира. Концерт № 1 для маримбы Розауро выстраивает как четырехчастный программный цикл, части которой — I. Greeting («Приветствие»), II. Lament («Плач»), III. Dance («Танец»), IV. Farewell («Прощание») — образуют небольшую новеллу, где происходят встреча и прощание, где соприкасаются страдания и радость.
Людвиг Август Лебрен – немецкий композитор и гобоист, один из самых блестящих виртуозов своего времени. Уже в 15 лет он стал солистом Придворного оркестра, оставаясь в этой должности всю жизнь. Вместе с тем, он активно концертировал в странах Европы, поражая слушателей своим мастерством. Так, во время поездки Лебрена во Францию в 1775 году газеты писали, что он «завораживает Париж своим божественным гобоем». Лебрен был автором многих произведений, среди которых на первом месте находятся концерты для гобоя с оркестром. Концерт № 1 ре минор был написан в начале 1770-х годов и сразу завоевал признание у слушателей. Написанный в раннеклассицистском стиле, Концерт представляет собой трехчастный инструментальный цикл, где виртуозная партия солиста сопровождается камерным составом оркестра. В стремительной первой части (Allegro) раскрываются технические возможности гобоя, выполняющего ведущую роль. Незатейливая вторая часть (Grazioso) обращена в галантную эпоху с ее подчеркнутой манерностью и изяществом. Третья часть (Rondo. Allegro) представляет собой логичное завершение всего Концерта, соединяя динамичность звучания, сопряженную с лиричностью периодически возникающих эпизодов.
Камиль Сен-Санс — французский композитор, пианист, органист, дирижер, работавший во многих жанрах. Среди его инструментальных сочинений немалую роль играют произведения блестяще-виртуозного стиля, позволяющие исполнителям продемонстрировать техническое мастерство и создать ослепительные инструментальные полотна. Созданный в 1873 году Первый концерт для виолончели с оркестром ля-минор, с одной стороны, отражает характерные черты творчества самого Сен-Санса, с другой — замечательно вписывается в традицию ярких, романтических концертов для этого инструмента, представленных именами Р. Шумана, А. Дворжака и других музыкантов. Композитор сохраняет здесь характерную для романтического инструментального концерта одночастную форму, в которой отчетливо выделяются и драматические, и светлые лирические эпизоды; мы слышим намеки на старинный менуэт и элегическую песню, естественно вплавленные в инструментальное звучание. Калейдоскоп виртуозных технических приемов, применяемых композитором в партии солирующего инструмента, соединяется с яркой оркестровкой, характерной для творчества Сен-Санса в целом. Композитор написал свой Концерт для бельгийского виолончелиста Огюста Толбеска и посвятил ему.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин