500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
К.М. Вебер (1786-1826).
Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано
ми-бемоль мажор op.48
М. Вайнберг (1919-1996).
Соната для кларнета и фортепиано op.28
М. Арнольд (1921-2006).
Сонатина для кларнета и фортепиано op.29
Дж. Финци (1901-1956).
5 багателей для кларнета и фортепиано op.23
Л. Бернстайн (1918-1990).
Соната для кларнета и фортепиано (1942)
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
О программе концерта
Композитор Карл–Мария фон Вебер — один из основоположников немецкого музыкального романтизма, автор известнейших произведений разных жанров, развивавших традиции национального немецкого искусства. Особую известность обрели инструментальные сочинения Вебера, большая часть которых принадлежит к романтическому виртуозному стилю. Создавая произведения для духовых инструментов, композитор стремился найти для каждого из них новые звуковые краски, тембрально обогатить регистры, расширить технические возможности. Неизменными, однако, всегда оставались подчеркнутая национальная основа и совершенство выразительной мелодики, в которых отчетливо слышны фольклорные черты. Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано был написан композитором в 1816 году. Яркое, блестящее, виртуозное сочинение, оно появилось в результате активных выступлений композитора совместно с известным кларнетистом Генрихом Берманом. Являясь образцом романтического концертного стиля, Большой концертный дуэт Вебера насыщен виртуозными пассажами, эффектными звуковыми эпизодами, где два инструмента ведут диалог, словно состязаясь в демонстрации своих образно-технических возможностей. Сочинение решено в свободной «фантазийной» форме, не скованной никакими условностями и традициями, но в котором представлен широкий спектр характеров и настроений, передаваемых в подлинно романтическом стиле.
Невероятно насыщенное и жанрово многообразное творчество композитора Мечислава (Моисея) Самуиловича Вайнберга стало заметным явлением в отечественном искусстве ХХ века. Им созданы симфонии и оперы, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка к кинофильмам и хоровые опусы; при этом все произведения отличает духовная красота, острота нравственных проблем, яркий музыкальный язык, высокий профессионализм. Выделяющийся несомненным мелодическим даром, М. С. Вайнберг создавал сочинения, пронизанные выразительными интонациями, идущими от славянской (русской и польской), а также еврейской песенности. Тесные связи соединили творчество композитора с музыкой Д. Д. Шостаковича, который оказывал ему активную жизненную и творческую поддержку. Современники отмечали, что «Шостакович восхищался безоговорочным талантом Вайнберга, без задней мысли ставя его на один уровень с собой». Соната для кларнета и фортепиано была написана М. С. Вайнбергом в 1945 году. Война наложила свой отпечаток на образный строй и стиль сочинения; здесь молодой еще композитор предстает зрелым мастером, способным раскрыть трагичность содержания. Три части Сонаты (I. Allegro. II. Allegretto. III. Adagio) построены в необычном порядке – от быстрой первой части к медленному финалу. Важную смысловую роль играет неторопливое вступление (соло кларнета с последующим включением фортепиано), определяющее содержательный и интонационный пласты сочинения. Вторая часть – наиболее сложная, масштабная, в ней ощущается подлинный симфонический размах. Композитор включает в основную тему обороты, характерные для еврейской народной музыки; они придают звучанию особый трагический оттенок. Выразительно начало третьей части, где у фортепиано проводится тема, насыщенная плачевыми интонациями, далее вступающая в диалог с темой декламационного характера у кларнета. Постепенно формирующееся умиротворенное звучание приводит к завершению сочинения в спокойном мажорном ключе. Выразительная каденция солиста построена на интонациях вступления, она словно возвращает слушателя к первоначальным образам сочинения.
Малькольм Арнольд — известный британский композитор, трубач и дирижер, автор разнообразных сочинений, в числе которых 9 симфоний и ряд концертов. Его перу принадлежат многочисленные инструментальные пьесы и циклы, основанные на фольклорном материале; они всегда узнаваемы, благодаря особому композиторскому стилю. Музыку М. Арнольда отличают подчеркнутая жизнерадостность, грубоватый юмор, простота музыкального языка. Свою небольшую Сонатину для кларнета и фортепиано композитор создал в 1951 году, и с тех пор она остается одним из самых популярных сочинений кларнетового репертуара. Первая часть Allegro con brio (весело, живо) с ее острыми токкатными штрихами и виртуозной основной темой определяет динамичный образный строй сочинения. Вторая часть Andantino – лирическая кантилена, где кларнет раскрывает мечтательные настроения. Третья часть Furioso (яростно, неистово) представляет собой дикую пляску. Отличающаяся стремительной темой и энергичными ритмами, она логично завершает сочинение.
Джеральд Рафаэль Финци – известный британский композитор первой половины ХХ века, последовательно развивавший классические традиции европейского романтического искусства. Финци написаны многие произведения, из которых особую популярность получили вокальные циклы на стихи старшего современника композитора, поэта Т. Харди. Инструментальных сочинений в наследии музыканта сравнительно немного, но почти все они сразу после премьеры становились репертуарными. 5 багателей для кларнета и фортепиано op.23, работа композитора над которыми завершилась в 1945 году, очень быстро завоевали популярность. Жанр багатели (в переводе с французского – безделушка) впервые был введен Ф.Купереном, в дальнейшем к нему обращались Л.Бетховен, А. Дворжак и другие композиторы, в каждом случае вкладывая в пьесы особое содержание. Цикл Дж. Финци включает пять разнохарактерных пьес, где первая Prelude выполняет роль свободного вступления; второй пьесе Romance поручена функция лирического интермеццо, третья пьеса озаглавлена женским именем Carol, с которой, вероятно, связано создание багатели; четвертая пьеса Forlana воспроизводит особенности итальянского быстрого народного танца с выразительной темой и характерными ритмическими фигурами; завершающая часть Fughetta – небольшая фуга, демонстрирующая полифоническое мастерство композитора.
Американский дирижер, композитор и пианист Леонард Бернстайн, родители которого были выходцами из России, формировался как профессиональный музыкант, во многом соприкасаясь с традициями русской школы: в Филадельфийском музыкальном институте Кертиса он занимался в классе рояля И. Венгеровой, в классе дирижирования — С. Кусевицкого, одним же из его кумиров был И. Стравинский. Особую известность Бернстайн приобрел как автор мюзикла «Вестсайдская история», обошедшего сценические подмостки многих стран мира. Но Бернстайном написан и целый ряд других сочинений разных жанров, в том числе оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения. Соната для кларнета и фортепиано была создана мастером в 1942 году и посвящена солисту–исполнителю Д. Оппенхейму. Бернстайн пишет Сонату как двухчастную композицию, где первая лирическая часть, обозначенная Grazioso, раскрывает возможности инструмента в передаче светлых — то мягких, то игривых настроений. Вторая часть очень сложна по строению. Начинаясь как спокойное Аndantino, она далее все время переходит в разные состояния, контрастные по темпу и настроению. Здесь действие разворачивается, словно в калейдоскопе: отчетливо слышны современные джазовые ритмы, выразительные театральные приемы, характерные для мюзикла, и сольный инструмент зачастую теряет свою классическую строгость.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин