Шедевры на королевских инструментах
21 февраля, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят: лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, скрипач Равиль Ислямов и победитель I Международного конкурса им. С.В. Рахманинова, пианист Александр Ключко. В программе – сочинения Бетховена, Брамса, Листа, Венявского, Вьетана, Крейслера. Вечер объединил два «королевских» инструмента: скрипку и фортепиано.
Программу вечера откроет Третья соната для скрипки и фортепиано ре минор Брамса. Ее называют симфонией в миниатюре. В Сонате четыре части. И каждая – как очередной этап развития драматического сюжета «от элегии к трагедии». В первой части самые низкие ноты рояля сочетаются с самыми высокими нотами скрипки, создавая эффект широты, масштаба звучания. Финальная часть – это уже безудержное движение, энергия и сила. Соната, написанная в 1888 году, стала самым ярким воплощением драматической концепции Брамса в рамках камерного жанра.
«Это дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того – он это выполняет», - писал Берлиоз о Генрике Венявском. Один из самых ярких скрипачей-виртуозов своего времени, Венявский производил огромное впечатление на публику своим артистизмом, блестящей техникой и неподражаемым звуком. Он писал музыку только для скрипки, создав около 40 опусов. В основе творчества – польская народная музыка, которую он слышал с детства. С 1860 по 1872 годы он жил в России. Когда открылась Петербургская консерватория, стал одним из первых ее профессоров. Именно в «русский» период Генрик Венявский написал лучшие свои сочинения, среди которых «Легенда» для скрипки и фортепиано – лирическая исповедь невероятной эмоциональной силы. В программе также прозвучит его Концертный полонез для скрипки и фортепиано ре мажор.
Анри Вьетан, один из самых значительных представителей так называемой «франко-бельгийской» скрипичной школы, выступать начал с шести лет и сразу обратил на себя внимание профессионалов. В 14 лет он уже ведет настоящую гастрольную деятельность, получая похвалы от именитых музыкантов. Шуман в своей статье писал: «С первого и до последнего звука, которые он извлекает из своего инструмента, Вьетан держит вас в магическом круге, замкнутом вокруг вас так, что в нем не найдешь ни начала, ни конца». В XIX веке большинство крупных скрипачей-исполнителей писали для своего инструмента, это стало почти традицией. Вьетан написал для скрипки более 60 произведений, большинство из них в виртуозно-романтическом стиле и позволяют исполнителю показать блестящую технику, при этом композитор стремился максимально выделить певучие возможности скрипки. В концерте прозвучит Рондино для скрипки и фортепиано.
Фриц Крейслер – представитель плеяды блестящих австрийских скрипачей-виртуозов первой половины ХХ века, был широко известен и как автор виртуозных, эффектных сочинений для скрипки. Им создано более 50 оригинальных произведений и около 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес. Бывали случаи, когда он выдавал свои произведения за обработки сочинений мастеров прошлого, опасаясь неодобрительных отзывов относительно его композиторского творчества. Так получилось с Прелюдией и Аллегро в стиле Пуньяни. Как оказалось впоследствии, к Гаэтано Пуньяни это сочинение не имеет никакого отношения, однако стало одним из самых исполняемых и сохраняет популярность до сих пор.
«Весь полный идеею симфонии – задачею своей жизни, Бетховен импровизировал на фортепиано: этому инструменту – суррогату оркестра – он поверял вдохновенные мысли, которые его переполняли, и из этих импровизаций выходили отдельные поэмы, в форме фортепианных сонат...», - в статьях критика Серова сонатам композитора отведено почетное место. Фортепианная соната № 30 ми мажор – одно из последних сочинений Бетховена в этом жанре – посвящена Максимилиане Брентано, дочери близкого друга композитора. Созданная в 1821 году, Соната в полной мере отразила черты позднего стиля Бетховена, это проявилось в весьма свободном подходе к традиционной сонатной форме. Важнейшим центром произведения является третья часть, цикл вариаций, в которых тема претерпевает разнообразные и оригинальные трансформации. Лирические образы преобладают в этом сочинении.
Работу над циклом «Поэтические и религиозные гармонии» Ференц Лист начал в 1830-х годах. Однако в 1840-х – начале 1850-х решает доработать пьесы. И в 1853-м году издает новую редакцию, дополнив сборник тремя новыми пьесами. Цикл связан с литературным источником – одноименным поэтическим сборником Альфонса де Ламартина. В концерте будет исполнена Седьмая часть – «Погребальное шествие». Автор снабдил ее подзаголовком «Октябрь 1849 г.» и посвятил памяти борцов за свободу Венгрии.
Образы Фауста и Мефистофеля преследовали весь 19 век. Ференц Лист особенно любил к ним обращаться. На поэме Гете основана его «Фауст-симфония». А драматическую поэму Николауса Ленау он берет за основу нескольких своих сочинений. Так в 1860 году Лист написал два симфонических произведения по мотивам «Фауста» Ленау – «Мефисто-вальс» и «Ночное шествие». Через много лет возвращается к этим темам и сочиняет еще два вальса и польку. Первый «Мефисто-вальс» (его второе название «Танец в деревенском кабачке») стал особенно популярен в фортепианной транскрипции, созданной самим Листом. Это яркая жанровая картина с фантастическими мотивами.
Александр Ключко (фортепиано), 22 года - выпускник Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже (класс профессора Рены Шерешевской). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Павла Нерсесьяна). Победитель XX Международного конкурса пианистов Иль-де-Франс (Мезон-Лаффитт, Франция, 2018). Победитель XIII Международного конкурса молодых музыкантов (Москва, 2018). Победитель V Манхэттенского международного музыкального конкурса (Нью-Йорк, США, 2020). Лауреат I премии Международного конкурса им. С.В.Рахманинова (Москва, 2022).
Равиль Ислямов (скрипка), 22 года – студент Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста РФ, профессора Александра Винницкого). Обладатель Гран-При Международного конкурса скрипачей им. Л. ван Бетховена (Австрия, 2016). Победитель Молодёжных Дельфийских игр России (2016, 2018). «Лучший участник II тура» на Международном конкурсе им. П.И.Чайковского (Москва, 2019). Лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). В настоящее время играет на скрипке Джузеппе Гварнери «дель Джезу» 1735 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
21 февраля 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96