«Я стремлюсь к тому, чтобы мое имя осталось в истории кларнетовой музыки».
Филипп Создателев родился в 2003 году в Санкт-Петербурге. Обучался в ДМШ №11 (класс Сергея Зубарева). С 2020 года – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Андрея Казакова, в настоящее время – класс Никиты Лютикова). В 2019 году стал лауреатом I премии музыкального конкурса «Crescendo International Music Competition», в 2021-м – лауреатом I премии международного конкурса «Вебер кларнет». В 2022 году – III премия V международного конкурса им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург). В 2017 году получил премию Правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования». Участник концертных программ фонда Владимира Спивакова (2018). Выступает в концертных залах Мариинского театра, Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича, Капеллы Санкт-Петербурга. В августе 2020 года прошел отбор во Всероссийский юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета. Выступал в Карнеги-холл в Нью-Йорке как лауреат конкурса «Crescendo International Music Competition».
Филипп Создателев: Знакомство с музыкой у меня произошло еще в детском саду, когда педагог по музыке Ирина Олеговна Репина на занятиях отметила мои музыкальные способности. Она рассказала об этом родителям и предложила отдать меня в детскую музыкальную школу №11 в класс кларнета к Сергею Петровичу Зубареву. Тогда, будучи ребенком, я не знал, что такое кларнет, и не понимал, понравится ли мне это. Но на первых годах обучения мой педагог привил мне любовь к музыке и кларнету, и я полюбил этот инструмент!
Осознание того, что кларнет – мой инструмент, пришло ко мне, наверное, только на первом курсе консерватории. Дело в том, что вплоть до конца 11 класса передо мной стоял непростой для меня выбор: поступать в консерваторию или же в экономический вуз. Но, сдав вступительные экзамены, я почувствовал, что музыка не может просто так покинуть мою жизнь, поэтому я решил стать музыкантом. И на первом курсе, когда я стал уделять еще больше времени и внимания занятиям, я почувствовал, что с кларнетом меня просто не разлучить, и это действительно мой инструмент!
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Как Вы относитесь к мнению, что молодые исполнители больше ориентируются на виртуозность, порою, в ущерб другим очень важным элементам игры?
Филипп Создателев: На мой взгляд, многие и вправду могут поначалу зацикливаться на виртуозности, не уделяя должного внимания другим компонентам исполнительства. Я и сам какое-то время был таким же, но, как мне кажется, с процессом взросления пришло понимание того, что другие нюансы не менее важны. Безусловно, виртуозность – неотъемлемый элемент для любого музыканта, но также необходимо работать над звуком, штрихами и развивать такой навык как музыкальная интуиция, чтобы твое исполнение было уникальным и цепляло слушателей. Совершенствование и поиск своего звука – очень индивидуальный момент, как мне кажется, который, как и музыкальная интуиция, приходит к каждому музыканту со временем и опытом.
СПДМ: Слушая известных кларнетистов, на что в первую очередь обращаете внимание? Что в исполнении для Вас является ключевым?
Филипп Создателев: Для меня всегда важно, чтобы прочтение того или иного произведения откликалось во мне. Исполнение, которое звучит убедительно и трогает до глубины души, безусловно, очень импонирует. И конечно же, я обращаю внимание на тембр. Это тот компонент, который во многом является определяющим. Музыкант, который владеет глубоким тембром и умеет менять его в зависимости от того, какую музыку он играет, имеет большое преимущество перед остальными.
СПДМ: Есть ли у Вас кумиры в музыке?
Филипп Создателев: Честно сказать, я не выделяю для себя кумиров, но есть множество кларнетистов, которых я уважаю как музыкантов и получаю удовольствие от их игры. Среди них мой преподаватель Никита Лютиков, Сергей Елецкий, из зарубежных исполнителей – Жоэ Кристоф, Николя Бальдеру, Андреас Оттензамер. Все вышеперечисленные кларнетисты, на мой взгляд, обладают тонким музыкальным чутьем и отлично доносят до слушателя композиторский замысел.
СПДМ: С проектом Дома музыки «Посольство мастерства» Вы недавно были на гастролях в Европе. Ваши впечатления от этих выступлений и в целом от поездки?
Филипп Создателев: Эта поездка получилась крайне насыщенной на выступления и эмоции! Для меня, как и для моих коллег, с которыми я выступал, было большой радостью после длительного перерыва снова оказаться в Европе с концертными выступлениями. Проект «Посольство мастерства» Санкт-Петербургского Дома музыки дал нам такую уникальную возможность – возобновить цикл концертов в Европе, чему мы очень рады. Выступления вызвали восторженные овации у слушателей, что, безусловно, оставляет приятные воспоминания о гастролях. Публика была крайне чуткой и вместе с нами проживала все эмоции, вложенные в исполнение программы. Нельзя не отметить любовь публики к музыке великих композиторов, к чьим юбилеям и были приурочены концерты, – Римского-Корсакова и Мусоргского. Между выступлениями удалось найти время и прогуляться по городам, в которых мы были. Брюссель и Гаага запомнились своей замечательной архитектурой, а Люксембург – живописной природой.
Мое знакомство с Домом музыки началось в 2022 году с «Реки талантов». Об этом уникальном проекте я узнал от своих друзей музыкантов. После концерта с оркестром в рамках этого проекта я стал проявлять еще больший интерес к концертам и мастер-классам Дома музыки. Я начал принимать участие в камерных и симфонических концертах. Каждое выступление уникально по-своему и дает большой опыт и почву для развития, за что я безмерно благодарен Дому музыки и его художественному руководителю Сергею Павловичу Ролдугину!
СПДМ: Ваше ближайшее выступление в проекте Дома музыки «Музыкальная сборная России» 3 апреля в Капелле Петербурга – Концертино Вебера и Первая рапсодия Дебюсси. Между этими произведениями – столетие. Вы чувствуете отличие музыки разных эпох, в чем оно выражается?
Филипп Создателев: Конечно, эта разница ощущается, ведь отличаются не только эпохи. Немецкая и французская музыка требуют разного подхода. Сочинения Вебера, написанные для кларнета, на мой взгляд, должны исполняться в более строгом стиле, при этом важно все равно не терять свободы и музыкальности. Рапсодия Дебюсси нуждается в более утонченных образах и нежных красках. Программа концерта получилась очень интересной, поэтому я в предвкушении выступления с оркестром Капеллы!
СПДМ: Какая музыкальная эпоха Вам ближе всего?
Филипп Создателев: Больше всего мне по душе музыка первой половины 20 века. В этот временной промежуток уместились сочинения эпохи импрессионизма и множество работ французских композиторов, состоявших в творческом объединении «Шестерка». Эта музыка насыщена яркими красками, переживаниями и уникальными, на мой взгляд, гармоническими решениями композиторов. Все это находит во мне большой отклик и каждый раз при прослушивании вызывает бурю эмоций.
СПДМ: Как Вы относитесь к современной музыке: академической и более легкого жанра?
Филипп Создателев: С современной академической музыкой, которая сочиняется в наши дни, у меня поначалу сложились не самые простые отношения, поскольку я не находил в этом чего-то особенного. Однако спустя некоторое время, когда мне удалось поиграть произведения наших современников как сольно, так и в составе оркестра, эта сфера стала меня интересовать, и по мере возможностей я стараюсь изучать это направление для себя и открывать что-то новое. Что касается неакадемической современной музыки, я люблю слушать джаз. Эта музыка часто помогает мне расслабиться и ни о чем не думать после насыщенного дня.
СПДМ: Какой Вы видите свою музыкальную карьеру, к чему стремитесь?
Филипп Создателев: В будущем я вижу себя солистом и через какое-то время артистом-солистом оркестра. Я стремлюсь к тому, чтобы мое имя осталось в истории кларнетовой музыки и запомнилось слушателям на долгие годы.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова