500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И. Брамс (1833-1897).
Соната №3 для скрипки и фортепиано ре минор op.108
Г. Венявский (1835-1880).
"Легенда" для скрипки и фортепиано op.17
Концертный полонез
для скрипки и фортепиано ре мажор op.4
А. Вьетан (1820-1881).
Рондино для скрипки и фортепиано op.32 №2
Ф. Крейслер (1875-1962).
Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни (1910)
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Александр Ключко
II отделение
Л. Бетховен (1770-1827).
Соната №30 для фортепиано ми мажор op.109
Ф. Лист (1811-1886).
«Погребальное шествие»
из цикла «Поэтические и религиозные гармонии» S.173 №7
«Мефисто-вальс» №1 для фортепиано S.514
Исполняет лауреат международных конкурсовАлександр Ключко (фортепиано)
О программе концерта
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрыть неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу». Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других разделов, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, обнаруживающее скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале. Свое сочинение автор посвятил знаменитому пианисту Гансу фон Бюлову (1830-1894).
Один из самых блестящих скрипачей XIX столетия Генрик Венявский, родившийся в Польше, получивший образование в Париже, завоевал европейскую известность, выступая с концертами во многих городах и странах, в том числе в России. С 1860 года Венявский жил в Петербурге, получив место солиста Императорского двора. После открытия в 1862 году консерватории он стал одним из первых ее профессоров, где работал до 1865 года. Венявский скончался в Москве в 1880 году. Все композиторское наследие музыканта посвящено скрипке, оно в полной мере позволяет осознавать уровень виртуозности и художественности мышления его автора. Г. Берлиоз писал о Венявском: «Это — дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того — он это выполняет». Родные польские напевы стали той благодатной почвой, на которой сформировался круг характерных жанров Венявского. Наряду с крупными сочинениями он писал для скрипки мазурки, куявяки и полонезы, превращая традиционные танцы в яркие концертные пьесы. Один из самых знаменитых опусов Г. Венявского – Легенда для скрипки с оркестром ор. 17, посвященная им невесте Изабелле Хэмптон. Проникновенное, эмоционально насыщенное сочинение неизменно вызывает душевный отклик у слушателей, оно регулярно включалось автором в программы концертов. Легенда звучала во время похорон Венявского в некрополе Повонзки близ Варшавы в исполнении польского скрипача С. Барцевича.
Концертный полонез ре мажор – первый из двух полонезов, созданный Г. Венявским в 1852 году, хотя первоначальные наброски были сделаны юным музыкантом еще в 1848 году. На основе традиционного танца-шествия (его призывные интонации-сигналы звучат в качестве вступления) Г. Венявский создает блестящую концертную пьесу – масштабную, темпераментную, где партия скрипки технически очень трудна, но одновременно изящна и грациозна. Свое сочинение композитор посвятил известному польскому скрипачу Каролю Липинскому (1790–1861).
Имя выдающегося бельгийского скрипача и композитора Анри Вьетана было широко известно в Европе. Э. Изаи говорил, что «Вьетан – это гигант, заставляющий скрипку следовать дорогой романтизма, которую в литературе проложили Гюго, Бальзак, Готье. Он знал, что скрипка создана, чтобы очаровывать и волновать. Он чувствовал, что артист прежде всего должен обладать мыслями и эмоциональной силой». Деятельность Вьетана связана и с Россией, где он неоднократно концертировал, а в 1846-1852 годах занимал в Петербурге место придворного солиста и солиста Императорских театров. Он выступал с концертами, преподавал в инструментальных классах Театрального училища, играл в квартетах петербургских музыкальных салонов. В России Вьетан создал ряд выдающихся произведений, в том числе 4-й концерт для скрипки с оркестром, пьесы на русские темы, среди которых – обработки для скрипки и фортепиано романсов и песен А.С. Даргомыжского, А.А. Алябьева (в частности, «Соловей»), фантазия на темы оперы «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского. В 1856 году А. Вьетан создал «Три салонные пьесы для скрипки и фортепиано» ор. 32, включающий программные пьесы: 1. Сувенир из Бошампса; 2. Рондино; 3. Охота. Ярко романтическое Рондино (маленькое рондо) представляет собой небольшое произведение, поражающее мелодичностью фигураций у скрипки, дополненных выразительным сопровождением фортепиано. Свою опус композитор посвятил княгине Альп де Шиме (1808-1871).
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. В 1910 году Фриц Крейслер создает свой знаменитый диптих «Прелюдия и Аллегро», назвав его переложением для скрипки произведения известного итальянского скрипача Гаэтано Пуньяни (1731–1798). Позже Крейслер признался, что «Прелюдия и Аллегро» с творениями Пуньяни никак не связаны, композитор лишь хотел воссоздать в своем сочинении в определенной мере блестящий стиль скрипичного исполнительства XVIII века. Сочинение построено на контрастном сопоставлении неторопливой вступительной Прелюдии, непосредственно переходящей в стремительное Аллегро. Сочинение стало одним из самых исполняемых произведений Ф. Крейслера.
Фортепианная соната № 30 выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена принадлежит к числу последних сочинений музыканта в этом жанре (всего им, как известно, написано 32 сонаты) и посвящена Максимилиане Брентано. Созданная в 1820 году, Соната в значительной степени отразила черты позднего стиля Бетховена, что проявилось в более свободной трактовке сонатного цикла, введении самостоятельных эпизодов, усилении контраста между основными разделами. В сочинении преобладает лирическая образность, господствующая на протяжении цикла. Соната близка по характеру и строению к типу фантазии. Первая часть, в которой обозначено присутствие с самого начала двух контрастных элементов (Vivace ma non troppo — Adagio espressivo), уходит от традиционного сонатного аллегро, свободно развивая основные темы. Вторая часть (Prestissimo) также разрушает каноническое строение: вместо обычного медленного лирического раздела звучит порывистое, стремительное скерцо с оттенком суровой героики. При изложении темы третьей части (Andante molto cantabile ed espressivo) Бетховен вводит, помимо итальянского обозначения, еще уточнение на немецком языке: «Gesangvoll mit innigster Empfindung» («Певуче, с задушевнейшим чувством»). Эта часть композитором решена как цикл Темы с шестью разнохарактерными вариациями – то лирически-спокойными, то драматически-взволнованными, где используются многообразные гармонические, полифонические, фактурные приемы развития темы. Завершает цикл вариаций и сонату в целом последняя вариация, возвращающая слушателей к образам первой части и утверждающая ее основные идеи.
Замысел фортепианного цикла «Поэтические и религиозные гармонии» возник у Ференца Листа в 1830-е годы, тогда же он был издан, но окончательно завершен только в начале 1850-х гг. В основу некоторых пьес положены стихи из сборника «Поэтические и религиозные гармонии» французского поэта Альфонса де Ламартина, другие представляют собой транскрипции духовных сочинений самого Листа. «Погребальное шествие» является седьмой пьесой цикла, в которой композитор вводит подзаголовок «Октябрь 1849». Она решена как масштабная программная фортепианная поэма, которую композитор посвящает памяти борцов венгерской революции 1848-49 гг. Она открывается медленным вступлением; это своеобразная картина движущейся толпы, подводящая к звучанию главной партии – основной мрачной теме, словно передающей страдания народа. Лишь ненадолго возникает лирическая тема, очень быстро приобретающая драматический оттенок. Конфликт двух начал приводит к утверждению основной темы, в коде получающей триумфальный оттенок. Цикл был посвящен Листом княгине Каролине фон Витгенштейн (1819–1887).
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие» – не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин