«Русский вторник» в Брукнерхаусе
01 февраля, во вторник, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина представил австрийской публике камерный концерт из цикла «Русские вторники». В знаменитом зале Brucknerhaus (Линц) выступили солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Павел Милюков (скрипка) и Филипп Копачевский (фортепиано), исполнившие произведения Шумана, Листа, Дебюсси, Венявского и Сибелиуса.
Программу вечера открыла музыка Шумана. В 1851 году великий романтик впервые берется за написание сочинений для скрипки. В жизни ему довелось общаться со многими выдающимися скрипачами, достаточно упомянуть Паганини или Иоахима, но скрипичная музыка появилась в его творчестве только в последние годы жизни. Шуман создает целую серию пьес, в которых скрипка олицетворяет собою романтического героя. Среди них - большая Соната ре минор, посвященная скрипачу и другу композитора Фердинанду Давиду.
Один из выдающихся скрипачей XIX века Генрик Венявский, уроженец Польши, в 8 лет ставший учеником Парижской консерватории, завоевал европейскую известность, выступая с концертами во многих странах. Современники о нем писали: «Волшебный смычок его до такой степени увлекателен, звуки его скрипки так магически действуют на душу, что этого артиста нельзя довольно наслушаться». Как композитора Венявского интересовала только скрипка. Им создано два концерта и множество пьес для этого инструмента. Родные польские мотивы можно различить практически в каждом его сочинении. Будучи исключительным виртуозом, в своих собственных сочинениях он большое значение придавал совершенству техники. В концерте прозвучали Вариации на оригинальную тему ля мажор Венявского.
Важнейшее место в творчестве знаменитого французского композитора, основоположника музыкального импрессионизма Клода Дебюсси занимает фортепианная музыка. Среди произведений раннего периода особого внимания заслуживает «Бергамасская сюита». Написанная в 1890 году, она не раз дорабатывалась композитором, окончательный вариант ее появился в 1905 году. Одна из самых знаменитых пьес Сюиты – «Лунный свет» создана по мотивам одноименного стихотворения Поля Верлена. «Бергамасская сюита» Дебюсси открыла фортепианный блок программы.
Самый известный финский композитор, один из выдающихся авторов симфоний Ян Сибелиус о своем фортепианном творчестве говорил, что он пишет мелочи для фортепиано в свободные моменты, в качестве отдыха от больших оркестровых вещей. Тем не менее, им создано более 150 сочинений для этого инструмента. В жанровом отношении они разнообразны. Наиболее полно о фортепианном творчестве композитора можно судить по его разнохарактерным миниатюрам, объединенным в циклы. В концерте прозвучала Сюита «Деревья», состоящая из 5 пьес - своеобразных музыкальных пейзажей северной природы.
Выдающийся композитор и один из величайших пианистов XIX века Лист создавал свои рапсодии на протяжении нескольких десятилетий. Эти произведения построены на принципах венгерской народной танцевальной музыки вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Форма его рапсодий основана на контрастном сопоставлении двух разделов - медленного и быстрого, импровизационного и вариационного. Всего композитором создано 19 рапсодий. В программе вечера прозвучит Рапсодия №10 ми мажор. Будучи блестящим пианистом, Лист с особым трепетом относился к этюдам, их он писал на протяжении всего творческого пути, начиная с 15 лет, всего им создано 55 этюдов. В финале концерта прозвучал Этюд №6 ля минор из цикла «Большие этюды по Паганини». Лист создал их, вдохновленный искусством великого итальянского скрипача, и постарался передать на фортепиано его совершенную технику.
Павел Милюков (скрипка), 37 лет - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова), где в 2012 году окончил аспирантуру. Продолжил обучение в Венской консерватории, Австрия (класс профессора Бориса Кушнира). С 2012 года – солист Московской филармонии. С 2016 года – преподаватель кафедры скрипки в Московской консерватории. Лауреат II премии VIII Сеульского Международном конкурсе скрипачей (Южная Корея, 2012). Победитель VIII Международного конкурса им. Арама Хачатуряна (Армения, 2012). Лауреат III премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2007 года.
Филипп Копачевский (фортепиано), 31 год – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста РСФСР, профессора Сергея Доренского). Победитель Международного конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко (Новосибирск, 2006). Дипломант и обладатель специального приза YAMAHA ХV Международного конкурса пианистов им. Хосе Итурби (Испания, 2006). Обладатель звания «Лучший участник II тура» на XVI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (Москва, 2019). Стипендиат фонда М. Ростроповича. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
«Русские вторники» – совместный проект Санкт-Петербургского Дома музыки и знаменитого австрийского концертного центра Brucknerhaus, носящего имя композитора Антона Брукнера. В рамках проекта в Линце представлен ежегодный цикл камерных концертов молодых российских исполнителей – лауреатов престижных международных конкурсов и участников программ Дома музыки. Особо успешные солисты приглашены выступать в программах самого Brucknerhaus и его оркестра, а также в программе Брукнер-фестиваля.