29
июня
Суббота
17:00
2019
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
Фортепианный марафон
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791). Соната №9 для фортепиано ре мажор КV311
Р. Шуман (1810–1856). Аллегро для фортепиано си минор ор.8

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Савельев (фортепиано)
II отделение

О. Мессиан (1908-1992). 3 пьесы из цикла «20 взглядов на младенца Иисуса» (Vingt Regards sur l'Enfant-Jesus) для фортепиано (1944)
Взгляд Отца (Regard du Pere)
Взгляд Девы (Regard de la Vierge)
Первое причастие Девы (Premiere communion de la Vierge)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Маргарита Стаценко (фортепиано)

Длительность концерта 50 мин.
Другие концерты фортепианного марафона:

15.00 29 июня 2019
19.00 29 июня 2019

IN ENGLISH

О программе концерта

Свои фортепианные сонаты В. А. Моцарт начал писать сравнительно поздно: первые опусы были созданы им в 19 лет. Предназначая сонаты в большей степени для домашнего, а не концертного исполнения, композитор, тем не менее, считал их очень трудными — с позиций не столько техники, сколько художественной выразительности. Фортепианная соната № 9 Ре-мажор, написанная в 1777 году, представляет яркий образец моцартовского пианизма. Трехчастный цикл (1. Allegro con spirito. 2. Andante con espressione. 3. Rondeau. Allegro) отражает характерные черты композитора. Он усложняет композицию в сонатном аллегро (в первой части), раскрывая богатые выразительные возможности каждой из его тем; использует сложную и экспрессивную тему во второй, медленной, части; завершает композицию стремительным, ритмически заостренным финалом, поражающим богатством пианистических приемов.

 В 1831 году немецкий композитор–романтик Роберт Шуман начинает работу над большой фортепианной сонатой, которая, однако, так и не была завершена. Написанное Allegro си минор ор. 8, которое должно было стать первой частью произведения, вошло в историю фортепианной музыки как самостоятельная пьеса, раскрывающая опыт молодого композитора в создании столь характерного для него в дальнейшем жанра своеобразной одночастной фантазии. Р. Шуман демонстрирует новизну музыкально–выразительных приемов, делает акцент на виртуозности звучания, раскрывает многообразие основных тем пьесы. Подчеркнуто неожиданным становится завершение сочинения в одноименной тональности Си мажор, преображающей драматический колорит. Свое Allegro композитор посвятил баронессе Эрнестине фон Фрикен, с которой был тогда помолвлен. Воспоминания о ней вошли и в другие творения композитора, в том числе – в знаменитый «Карнавал».

Фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» стал самым известным произведением в наследии крупнейшего французского композитора ХХ века Оливье Мессиана, который в своем творчестве нередко обращался к религиозным темам и образам. Автор создал цикл в 1944 году в Париже для своей ученицы, пианистки Ивонны Лорио, позднее ставшей его супругой. Каждая из частей фортепианного опуса рассматривается как своеобразная медитация на одну из католических тем. Композитор писал, что цикл навеян трудами богословов, в числе которых – Фома Аквинский и Иоанн Крест. Цикл включает двадцать контрастных пьес, воплощающих библейские образы: «Взгляд Отца», «Взгляд Звезды», «Взгляд Духа Радости», «Взгляд пророков, пастухов и волхвов», «Первое причастие Девы Марии», «Поцелуй младенца Иисуса», «Взгляд страшного помазания на царство». Музыкальными источниками для композитора послужили григорианский хорал, древнеиндийская ритмика, ориентальные лады. Через весь цикл проходят несколько основных музыкальных тем, главную из которых играет «тема Бога», составляющая смысловую ось сочинения. Наряду с нотным текстом, в цикл включены многочисленные авторские ремарки и комментарии, воспринимаемые как самостоятельный художественный текст. Композитор писал, что в своих пьесах он хочет выразить «созерцание Бога Младенца, лежащего в яслях, и взгляды, обращенные на него Богом Отцом, Церковью, Святым Духом, Богоматерью, ангелами и нематериальными или символическими существами: Временем, Высотой, Молчанием, Звездой, Крестом». Первым номером цикла является пьеса «Взгляд Отца», где говорится о Боге Отце, образ которого является сквозным в цикле. Другой значимый персонаж –Дева Мария, она впервые появляется в четвертом номере «Взгляд Девы Марии», где представлена как «Невинность и нежность: женщина Чистоты, женщина Магнификата» (магнификат представляет собой хвалебную песнь на текст слов Девы Марии из Евангелия). Богоматери же посвящена и одиннадцатая пьеса «Первое причастие Девы Марии», где она «изображена на коленях, ушедшая глубоко в Себя (в ночи). Ореол люминисцирует, освещая ее чрево. Глаза закрыты». Музыка цикла воспринимается вопреки привычным формам как завораживающее звучание, магически воздействующее на слушателя.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин