29
июня
Суббота
19:00
2019
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
Фортепианный марафон
I отделение

С. Рахманинов (1873-1943). 5 пьес-фантазий для фортепиано ор.3
Прелюдия №2 до-диез минор
С. Рахманинов (1873-1943). 10 прелюдий для фортепиано ор.23
Прелюдия №6 ми-бемоль мажор
Прелюдия №7 до минор
С. Рахманинов (1873-1943). 13 прелюдий ор. 32
Прелюдия №10 си-минор
Прелюдия №12 соль-диез минор
Прелюдия №3 ми мажор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Кузнецов (фортепиано)
II отделение

А. Скрябин (1872–1915). Этюды ор.42
Этюд №4 фа-диез мажор                
Этюд №5 до-диез минор
А. Скрябин (1872–1915). 2 пьесы ор.57
А. Скрябин (1872–1915). Фантазия для фортепиано ор.28

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Евграфов (фортепиано)

Длительность концерта 50 мин.
Другие концерты фортепианного марафона:

15.00 29 июня 2019
17.00 29 июня 2019

IN ENGLISH

О программе концерта

Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Яркий пианизм и вдохновенность высказывания пронизывают все его творчество. Фортепианное наследие С. В. Рахманинова охватывает сочинения разных жанров, и в каждом из них композитор проявил себя как безусловный новатор. В прелюдиях нашли отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. Жанр прелюдии представлен у С. В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и отдельных сочинениях. Одна из самостоятельных прелюдий входит в цикл «Пьесы–фантазии», написанный в 1892 году; он был посвящен А. С. Аренскому, у которого Рахманинов учился в консерватории. Цикл включает пять пьес (Элегия, Прелюдия, Мелодия, Полишинель, Серенада), каждая из которых обрела невероятную популярность. Но самой известной пьесой остается Прелюдия (до диез минор), ставшей своеобразным символом искусства композитора. О ней композитор говорил в интервью 1910 года: «…я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>. Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых – завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак». Замысел композитора, воплощенный в реальных звуках, превзошел все его ожидания: Прелюдия стала одним из самых ярких произведений мировой музыкальной культуры.
Десять прелюдий ор. 23 композитор создает в 1901–1903 годах и посвящает их известному русскому пианисту Александру Зилоти. Цикл образно и интонационно связан со знаменитым Вторым фортепианным концертом С. В. Рахманинова (1901), отражая наиболее значимые его эпизоды. Например, тема включенной в программу концерта Прелюдия № 6 ми–бемоль мажор близка теме побочной партии из первой части Концерта с ее бесконечно лирикой и поэтическим обаянием. Контрастна ей Прелюдия № 7 до минор, основанная на непрерывном моторном движении и близкая по характеру этюдам композитора.
Тринадцать прелюдий соч. 32 написаны в августе-сентябре 1910 года, когда композитор с семьей отдыхал в своей любимой Ивановке. Годы, прошедшие со времени создания соч. 23 до создания соч. 32, многое изменили в творческих взглядах композитора; за это время С. В. Рахманиновым были созданы две оперы, симфония, ряд крупных оркестровых пьес и масштабный Третий фортепианный концерт, особенности которых получили продолжение в новых пьесах. Композитор создавал Прелюдии соч. 32 не по порядку, о чем свидетельствуют авторские даты в рукописях; лишь позднее он расположил пьесы в «тонально правильной» системе. Прелюдии чередуются в цикле преимущественно по принципу образно-темпового контраста, выстраиваясь в логичной последовательности и создавая многогранную звуковую картину. В программу концерта включены три пьесы опуса 32. Прелюдия си минор (№ 10) Lento принадлежит к числу пьес трагического звучания, не случайно ее основная тема напоминает по характеру народный плач. Общий сумрачный тон, наполненный оттенком погребального звона, усиливается плотной аккордовой фактурой, временами имитирующей хорал. Прелюдия соль диез минор (№ 12) Allegro продолжает столь характерный для русской музыки образ дороги, где определяющей основной настроение становится тема «однозвучного колокольчика», многократно преобразованная и сопровождаемая остинатной ритмической фигурой. Прелюдия ми мажор (№ 3) Allegro vivace основана на столь любимых С. В. Рахманиновым интонациях колокольного перезвона. Насыщенная музыкальная картина строится на сочетании мощной звучности массивных колоколов и веселого звончатого «перепляса» малых колокольцев.

Творчество Александра Николаевича Скрябина соединяет в себе два основополагающих направления — симфоническую и фортепианную музыку. По словам первого исследователя наследия композитора Л. Л. Сабанеева, «начиная говорить о фортепианном творчестве А. Скрябина, мы погружаемся в изначальную, природную стихию. Скрябин – по существу своему, по первичному творческому импульсу – композитор фортепианный. Его пианизм, столь трудно отделимый от его фортепианного творчества, породил это творчество и сам порожден им». Среди созданных композитором сочинений значительное место отведено этюдам, в которых он продолжил традиции Ф. Шопена, создав целый ряд художественно ярких концертных пьес, где, однако, всегда присутствует технически–виртуозная задача. Всего композитором написано в данном жанре 26 произведений, начиная с опуса 2 (1887 год), положившего начало целой серии сочинений. Цикл Этюдов ор. 42, включающий восемь  пьес, А. Н. Скрябин создает в 1903 году. Здесь особенно выделяются проникновенный, подчеркнуто лирический, полифонически насыщенный Этюд № 4 Фа-диез мажор и Этюд № 5 до-диез минор, родственный по звучанию знаменитому «патетическому» и решенный в том же художественном ключе. Об этом этюде композитор писал в письме, сопоставляя его с одним из самых значимых своих творений: «Занимаюсь фортепианными вещами, среди которых есть этюд, по силе и величию превосходящий 3-ю симфонию». Фортепианные миниатюры композитора часто носят программные заголовки, раскрывающие особенности их замысла. С этой точки зрения интересны две его пьесы опуса 57, созданные в 1908 году. Первая пьеса «Желание» и вторая «Танец ласки» становятся средоточием нежных, полувоздушных образов, представленных в разных ракурсах. Фантазию для фортепиано ор. 28 си минор композитор создал в 1901 году. Термин «фантазия» А. Н. Скрябин вводил в названия своих сочинений неоднократно; ему принадлежит Фантазия для двух фортепиано, одну из своих сонат он озаглавил как «Соната–фантазия». Возможность создания свободного, «полетного» звучания в рамках одночастной композиции, традиции которой восходят к музыке Ф. Шопена, воплотилась под пером Скрябина в яркую, вдохновенную драматическую поэму.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин