24
января
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. Стравинский (1882–1971).
«Итальянская сюита»
для виолончели и фортепиано K034b

Ф. Шопен (1810–1849) – А. Глазунов (1865-1936).
Этюд ми минор op.25 №7
(переложение для виолончели и фортепиано)

Ф. Шопен (1810–1849).
Интродукция и блестящий полонез
для виолончели и фортепиано до мажор op.3

Г. Кассадо (1897–1966).
«Реквиеброс»
для виолончели и фортепиано (1934)
«Танец зеленого дьявола»
для виолончели и фортепиано (1926)

Исполняет – лауреат всероссийских конкурсов
Адриан Маркевич (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Владимиров
II отделение

И.С. Бах (1685-1750) - Ф. Бузони (1866-1924).
Чакона из Партиты №2 для скрипки соло
ре минор BWV 1004, KiV B24
(транскрипция для фортепиано)

Н. Метнер (1879-1951).
«Забытые мотивы» для фортепиано op.38
№6 Canzona serenata фа минор
№4 Canzona fluviala ми минор

«Забытые мотивы» для фортепиано op.39
№4 Canzona matinata соль мажор
№5 Sonata tragica до минор

М.-А. Амлен (р.1961).
Этюд №1 «По трем этюдам Шопена» ля минор
из «12 этюдов во всех минорных тональностях» (1992)

М. Балакирев (1836-1910).
«Исламей», восточная фантазия для фортепиано op.18

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тимофей Владимиров (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1920 году И.Ф. Стравинский создал одноактный балет с пением «Пульчинелла», используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения музыканта ХХ века. Либретто «Пульчинеллы» по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли пять самых красочных эпизодов балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых — опусы для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для него были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения.  В Интродукции и блестящем полонезе оp. 3, созданном Шопеном в октябре 1829 года, Франшомм редактировал виолончельную партию. Жанр полонеза стал для Шопена, как известно, одним из основных. Еще в детстве он создавал традиционные национальные танцевальные миниатюры, впоследствии превратив их в блестящие концертные виртуозные пьесы. Парадность «танца-шествия» в раннем опусе определила для Шопена необходимость предварения Блестящего полонеза небольшой Интродукцией —драматической вводной пьесой свободной формы, подготавливающей торжественное звучание Полонеза.
В творчестве Ф. Шопена фортепианный этюд № 7 опуса 25 получил название «Виолончельный», благодаря, в первую очередь, выразительной теме в партии левой руки, регистрово соответствующей струнному инструменту. Создав переложение Этюда для виолончели и фортепиано, А. К. Глазунов развил заложенные польским музыкантом особенности темы и ее развития, усилив певучесть общего звучания уже в дуэте инструментов.
Гаспар Кассадо вошел в музыкальную культуру ХХ века как выдающийся испанский виолончелист и композитор, ученик знаменитых Пабло Казальса и Мориса Равеля. Ему принадлежат три струнных квартета, «Каталонская рапсодия» для симфонического оркестра, виолончельное трио, виолончельный концерт и ряд других опусов, а также транскрипции многих известных сочинений мирового музыкального наследия. Пьесу «Requiebros» (в русском издании перевод пьесы звучит как «Воспоминания», хотя более точно – «Приветствие», «Комплименты), композитор создал в 1931 году и посвятил Пабло Казальсу (1876-1973). Динамичная, контрастная по настроению пьеса активно претворяет фольклорные элементы, придающие ей неповторимый испанский колорит. К числу наиболее известных относится и пьеса Г. Кассадо «Танец зеленого дьявола» — технически виртуозная и привлекательная, ныне входящая в репертуар многих виолончелистов мира.
Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, где верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела Чакона из его партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

Николай Карлович Метнер известен как выдающийся пианист и яркий композитор-романтик – один из последних представителей этого стиля в России. Критик В. Г. Каратыгин писал: «Едва ли можно назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов более обособленное место». Композитором созданы многочисленные сочинения в разных жанрах, но ведущее место в его наследии занимает фортепианная музыка: у композитора нет ни одного опуса, в котором бы не был представлен этот инструмент. Среди множества сочинений Н. К. Метнера выделяются три цикла фортепианных пьес «Забытые мотивы»: ор. 38 (1919-1922), ор. 39 (1919-1920), ор. 40 (1919-1920), в основу которых положены темы, созданные композитором на протяжении предшествующих лет, бережно им хранимые, но оставшиеся невостребованными. В циклах представлены любимые Метнером жанры танца и канцоны, а циклы ор. 38 и ор. 39 включают также программные сонаты. Ор. 38 содержит 8 разнохарактерных пьес, две из которых прозвучат в концерте: № 6 Canzona serenata (Вечерняя песня) с характерными для данного жанра приглушенными оттенками и № 4 Canzona fluviala (Речная песня), в которой слышны отзвуки баркаролы. Ор. 39, имеющий у Метнера подзаголовок «Лирические мотивы», состоит из пяти пьес, в которых преобладают лирические настроения, как в № 4 Canzona matinata (Утренняя песня). Исключение представляет завершающая цикл одночастная «Трагическая соната» – произведение полное драматизма и патетики. Совместное исполнение этих двух пьес предполагалось самим автором: композитор ввел Утреннюю песню в Трагическую сонату в качестве ее побочной партии, настаивая на исполнении первой пьесы перед второй. Трагические настроения в Сонате слышны уже в аккордах вступления, из которых словно вырастает драматичная главная партия. Светлое настроение Утренней песни оттеняет грозные отзвуки главной партии, она сама претерпевает ряд превращений, становясь то хоралом, то энергичным фугато. В разработке преобладают трагические звучания, словно предвосхищая репризу, где звучит только главная партия, завершающаяся масштабной кодой.
Широко известный канадский пианист-виртуоз Марк Андре Амлен в своем творчестве обращается к наследию прошлого, осмысливая его с позиций современного искусства. В его композиторском багаже – Вариации на тему Паганини, Токката на тему «L’Homme armé» («вооружённый человек» – французская песня эпохи Возрождения) и др. Используя разнообразные приемы музыкальной транскрипции, М. А. Альмен создает новаторские сочинения, в которых знакомые образы обретают новое звучание. Одним из поразительных образцов становится Этюд № 1 «По трем этюдам Шопена» («Тройной этюд по Ф. Шопену) (Etude No.1: Triple Etude (after Chopin)», 1992) a-moll, входящий в цикл «Twelve Etudes in all the Minor keys» («12 этюдов во всех минорных тональностях»). М. А. Альмен писал, что замысел соединить три ля-минорных этюда Ф. Шопена принадлежал Леопольду Годовскому (1879-1938) — российскому и американскому виртуозу, автору транскрипций шопеновских этюдов, который хотел создать контрапунктическую комбинацию шопеновских этюдов ор. 10 № 2, ор. 25 № 4, и ор. 25 № 11. М. А. Амлен отмечает: «Я получил огромное удовольствие от написания этой небольшой пьесы, особенно после того, как понял, что первые восемь тактов так хорошо сочетаются друг с другом». Амьен выстраивает композицию таким образом, что на каждом этапе в «Тройном этюде» ведущим становится один из шопеновских опусов.
Милий Алексеевич Балакирев – крупнейший русский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель, глава «Могучей кучки». Одним из ведущих направлений в развитии национальной культуры он считал обращение к фольклору как основе воплощения художественных образов, как источнику тем и сюжетов музыкальных произведений. Многие его сочинения опираются на русские народно-песенные мотивы – это Увертюра на темы трёх русских песен, музыкальная картина «1000 лет» («Русь»), «Тридцать русских народных песен для фортепиано в 4 руки» и др. Вместе с тем, М.А. Балакирев активно использовал в своих опусах фольклор других народов – чешский (Увертюра на три чешские темы /«В Чехии»/), испанский («Фанданго-этюд» /«Испанская серенада»/) и др., но особое внимание, как и все представители содружества, уделял восточным мотивам, воплотив их в симфонической поэме «Тамара», романсах, восточной фантазии «Исламей» для фортепиано (1869). М. А. Балакирев трижды побывал на Кавказе, записав там множество фольклорных образцов. Один из них стал особенно близок композитору – это кабардинская плясовая мелодия, послужившая основной темой в «Исламее». Контрастом ей стала лирическая песня крымских татар: напевная, томная тема ярко передает образы восточной лирики. Характер фортепианного письма в «Исламее» во многом обусловлен стилем Ф. Листа – насыщенно виртуозным, технически сложным, фактурно разнообразным. Две темы в «Исламее» развиваются на протяжении всей фантазии, где преобладает главная (кабардинская пляска), а в репризе она звучит, по указанию композитора, в характере трепака. Свое сочинение композитор посвятил известному пианисту Н. Г. Рубинштейну, на исполнительский стиль которого он ориентировался при создании опуса.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин