05
июня
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
350-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
симфонический концерт
I отделение

П.И.Чайковский (1840–1893). Концерт для скрипки с оркестром ре мажор оp.35

Солист – лауреат международных конкурсов
Равиль Ислямов (скрипка)
II отделение

Р. Шуман (1810–1856). Концерт для виолончели с оркестром ля минор оp.129

Солист – лауреат международных конкурсов
Василий Степанов (виолончель)

К.Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия для кларнета с оркестром соль-бемоль мажор L.116
Дж. Россини (1792-1868). Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром си-бемоль мажор (1819)

Солист – лауреат международных конкурсов
Лев Журавский (кларнет)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

В наследии Петра Ильича Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский скрипач Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в произведении отличается блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость партии солиста, используя при этом все возможности инструмента. Образный строй Концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, симфонии №4. Три части произведения последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника.
 
Среди последних опусов немецкого композитора–романтика Роберта Шумана особенно выделяется Концерт для виолончели с оркестром ля–минор, завершенный в 1851 году. Сочинение считается одним из высочайших достижений романтического виолончельного искусства, в котором соединены выразительный мелодизм, архитектоническая стройность, яркость образного решения. Три части Концерта связаны близкими интонациями, что рождает ощущение слитности, спаянности, одночастности масштабного Концерта, тем более, что все его части исполняются без перерыва. Шуман называл сочинение «концертштюк», подчеркивая его одночастность и роль виртуозного начала. Первая часть Концерта (Nicht zu schnell – Не очень быстро) начинается с краткого оркестрового вступление, вводящего в лирическую главную тему в партии солиста, словно определяющую весь характер части. Вторая часть (Langsam – Медленно) — небольшое лирическое интермеццо, связанное с образом супруги композитора Клары Шуман.   Третья часть (Sehr lebhaft — Очень живо) представляет собой яркое рондо, завершающееся выразительной каденцией, утверждающей мажорное звучание.

В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодиисочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь. Сочинение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу Просперу Мимару (1859-1928).
 
Имя Джоаккино Россини в истории европейской музыки традиционно связывают с его лучшими образцами в жанре комической оперы, и блистательный «Севильский цирюльник», созданный в 1816 году, остается до наших дней одним из самых исполняемых сочинений. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества, последующие же почти 40 лет композитор практически ничего не создавал, лишь изредка обращаясь к инструментальным, хоровым и вокальным произведениям. Оперный период деятельности ознаменовался у Россини созданием произведений и в других жанрах. Среди них выделяется Интродукция и тема с вариациями для кларнета с оркестром Си-бемоль мажор, написанные в 1819 году. Произведение несет на себе отпечаток виртуозного стиля композитора: медленная Интродукция (Andante sostenuto) ассоциируется с вступлениями к операм; Тема (Аllegretto) предстает как сложная виртуозная ария, претерпевающая в вариациях многочисленные изменения и появляющаяся каждый раз в обновленном виде.
Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин