Три века сонаты: Боккерини – Шуберт - Шостакович
15 мая, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов пианист Глеб-Иосиф Романчукевич и виолончелист Богдан Ефремов. В программе: сонаты для виолончели и фортепиано Боккерини, Шуберта и Шостаковича, а также пьеса «Encore» Дюкро и две пьесы из цикла «Воспоминание о Гапсале» Чайковского.
Программу концерта откроет Соната № 6 для виолончели и фортепиано ля мажор Луиджи Боккерини. Выдающийся итальянский виолончелист и композитор ХVIII века, ярчайший представитель галантного стиля, автор около 500 сочинений, Боккерини внес огромный вклад в эволюцию виолончельной музыки. Его сонаты для виолончели занимают важное место в истории жанра. В них композитор совместил глубину и эмоциональность с грацией и изяществом, жизнерадостность с тонким лиризмом.
В 1934 году Шостакович написал Сонату для виолончели и фортепиано ре минор, посвятив ее талантливому виолончелисту Виктору Кубацкому, ученику Анатолия Брандукова. Это был его первый опыт сочинения для виолончели и, по словам самого композитора, поиск чистоты языка и простоты выражения. Виолончельная соната считается самым романтическим произведением Шостаковича. В декабре того же года Кубацкий впервые исполнил Сонату в ансамбле с автором в Малом зале Ленинградской филармонии.
Современный французский композитор и пианист Жером Дюкро, выпускник Парижской консерватории, активную концертную деятельность ведет с середины 1990-х годов, выступая в качестве солиста с различными филармоническими и камерными оркестрами. Много лет играет в дуэте с виолончелистом Жеромом Перно. Как композитор Дюкро отдает предпочтение фортепиано и виолончели. В программе прозвучит его пьеса «Encore» («Вновь») для виолончели и фортепиано, сочинение 2000 года.
Фортепианные сонаты Шуберта сравнивают с бесконечной и неповторимой импровизацией. В них много великолепных песенных лирических тем, гармонических и тембровых находок. В 1828 году, в последние месяцы жизни, композитор написал три сонаты, которые хотел издать вместе, но не успел. После его смерти они остались у издателя и были опубликованы спустя 10 лет. А настоящее признание эти сочинения получили лишь в ХХ веке. Соната № 20 – самая загадочная из этой трилогии.
Цикл «Воспоминание о Гапсале» – одно из ранних фортепианных произведений Чайковского. Сборник посвящен Вере Давыдовой, которая вместе с семьей, так же, как и композитор, проводила лето 1867 года в эстонском Гапсале. Сочинение написано под впечатлением от местной легенды о трагической любви молодого монаха и деревенской девушки («белой дамы»). Первая часть – «Развалины замка» – образно передает драматургию мифа. В программе прозвучат вторая и третья пьесы цикла. №2 Скерцо фа мажор (переработанная пьеса консерваторского периода) – легкое, прозрачное по характеру, однако призрак «белой дамы» появляется и здесь. №3 Песня без слов фа мажор – лирическая изящная миниатюра кантиленного характера.
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано), 22 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Павла Нерсесьяна, доцента Алексея Набиулина). Стипендиат премии Президента РФ (2017). Стипендиат правительства Москвы (2017). Обладатель Гранта мэра Москвы (2016, 2018). Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (2015). Дипломант I Международного конкурса молодых пианистов (Москва, 2016). Финалист III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (Москва, 2019).
Богдан Ефремов (виолончель), 18 лет – студент Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных (класс Заслуженного артиста РФ Игоря Зимина). Лауреат I степени Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В.Свиридова (2019). Обладатель Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени профессора В.И. Шера (Петрозаводск, 2021). Лауреат I степени V Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого (2021). Полуфиналист XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2023). Лауреат I премии Международного конкурса молодых музыкантов «Симфония Ямала» (2024). Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2022 года.
15 мая 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96