Музыкальный романтизм – фортепианные редкости
13 мая в понедельник, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в приглашает в московский концертный зал «Зарядье» на сольный концерт яркого представителя петербургской исполнительской школы пианиста-виртуоза Мирослава Култышева. В программе цикла «Музыкальная сборная России» прозвучат сочинения Баха, Брамса, Брукнера, Яначека и Листа.
Программу концерта откроет величественная и трагичная Чакона из Партиты для скрипки соло Баха в фортепианном переложении для левой руки Брамса. «Для меня Чакона – одна из самых замечательных, непонятных музыкальных пьес. На одном нотном стане, для небольшого инструмента этот человек записывает целый мир глубочайших мыслей и сильнейших чувств», - писал Брамс об этом произведении, над которым работал в июне 1877 года в курортном Пёртшахе на берегу Вёртеровского озера.
Фортепианный стиль Брамса считается одним из наиболее сложных и многозначных в позднем романтизме. В нем сочетаются академическая строгость и эмоциональная открытость, простота и сложность одновременно, народно-песенная основа и классические формы. И этот парадоксальный синтез давал повод говорить о «нефортепианной» фактуре его музыки. Антон Рубинштейн, к примеру, не исполнял сочинения Брамса: «Для салона он недостаточно грациозен, для концертной залы – недостаточно пылок, для полей он недостаточно прост, для города – недостаточно разносторонен». Судьба выдающихся творений нередко бывает связана с парадоксами. Фортепианные сочинения Брамса станут украшением салонного вечера Дома музыки – вполне грациозно, изящно и с блеском прозвучат его 8 пьес для фортепиано ор. 76 – четыре Capriccio и четыре Intermezzo.
Антон Брукнер – выдающийся австрийский композитор и органист XIX века, основную часть его творчества составляет симфоническая и духовная музыка. Выходец из крестьянской семьи, рано потеряв отца, с 13-ти лет он сам зарабатывал на жизнь. Пел в церковном хоре, окончив курсы народных учителей, стал преподавать. Затем, работая органистом, Брукнер начинает сочинять органные импровизации, которые остались незаписанными. Лишь к 40 годам он стал известен как композитор. В профессиональной среде его считали чудаком, а его творчество и по сей день остается не до конца по достоинству оцененным. В программе вечера прозвучит его пьеса «Erinnerung” (Воспоминание). Как рассказал в одном из интервью Мирослав Култышев: «Это сочинение – практически единственный опыт обращения великого симфониста в зрелый период его творчества к фортепианной музыке. Какого масштаба достигает, какое напряжение создает Брукнер в этой 5-6-минутной пьесе.»
Леош Яначек, выдающийся чешский композитор, дирижер и педагог, тоже с трудом вписывался в музыкальный бомонд своего времени. Его творчество, да и он сам, заслужили множество нелестных отзывов. Его считали чудаковатым провинциалом, которому не место в храме искусства. Его сочинения отличали непривычный музыкальный язык, необычность образов, некоторая символистская усложненность, высокий градус экспрессии – словом, он был ярким представителем музыкального модернизма, который с трудом приживался в местном художественном «климате». Фортепианная музыка не является главным жанром творчества Яначека, однако он создает несколько произведений, которые заняли важное место в чешской классической фортепианной музыке ХХ века. Среди них – цикл «В тумане», написанный в 1912 году. Считается, что в четырех пьесах цикла запечатлены воспоминания композитора о жизни в Старобрненском монастыре, где он в детстве обучался музыке и пел в хоре.
«Начиная с Листа, - говорил музыкальный критик Владимир Стасов, - для фортепьяно стало возможно все». Выдающийся композитор и гениальный пианист XIX века, именно в области фортепианной музыки Лист находил новые средства выразительности, новые методы композиции. Вот его собственные слова: «Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь – больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости. Его струны трепетали от моих страстей, и его послушные клавиши подчинялись любому моему капризу». В финале вечера прозвучат Скерцо и Марш Листа. По словам Мирослава Култышева, этот редко исполняемый опус Листа хорошо «рифмуется» с переложением Брамса баховской скрипичной Чаконы в той же тональности ре минор, открывающей программу вечера. Программу эту можно было бы назвать «Пути музыкального романтизма».
13 мая 2024 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье».
Стоимость билетов: 200 – 800 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Нижнем Новгороде, Воронеже, Кирове, Туле, Ялте, Москве и Петербурге – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96